Автомобильные статьи

Плавающие обороты двигателя. Проблема, причины, последствия

Плавающие обороты двигателя. Проблема, причины, последствия
Если обороты мотора начинают плавать (скакать), это зачастую явный признак определенных неисправностей в двигателе внутреннего сгорания, а именно в его топливной и смазочной системах, в цилиндропоршневой группе и в других узлах мотора автомобиля. Предотвратить появление плавающих нестабильных оборотов можно путем своевременного проведения технического обслуживания и только на СТО с использованием специальных защитных присадок для моторного масла.

Товар по теме:

Что это плавающие обороты?

Плавающие, скачущие или просто нестабильные обороты двигателя автомобиля – это хаотичное изменение частоты вращения коленчатого вала в холостом режиме работы мотора без видимых на то причин.

Другими словами, на холостом ходу исправный мотор в нормальном режиме работы должен иметь стабильную частоту оборотов коленвала, если не нажимается педаль акселератора (газ), а в бак залито качественное топливо. Стрелка тахометра в холостом режиме работы без нажатия педали газ может плавать от 500 до полутора тысяч оборотов или даже больше.

При этом частота вращения коленвала может незначительно изменяться и плавать в допустимом диапазоне по различным естественным причинам. Диапазон допустимых плавающих оборотов обычно указывается автопроизводителем и для разных автомобилей эти значения могут быть различными.

обороты плавают

Причины и последствия

Превышение допустимого значения плавающих или скачущих оборотов на холостом ходу свидетельствует о нестабильной работе двигателя внутреннего сгорания. Причин этому достаточно много: общее состояние двигателя в целом и деталей его цилиндропоршневой группы в частности, системы впрыска топлива, смазки, вывода отработанных газов и пр. В машинах с электронным блоком управления (ЭБУ) обороты могут начать плавать из-за сбоев в работе самого бортового компьютера.

Причины:

  • Впрыск и зажигание топлива. Обороты двигателя могут начать плавать на холостом ходу из-за засоренных форсунок или свечей зажигания. Плавают обороты также и из-за неисправного топливного датчика.
  • Подсос воздуха. Нарушения герметичности в топливной системе с подсосом воздуха могут привести к разбалансированности в пропорции воздушнотопливной смеси. Такие перепады приводят к нестабильной работе мотора, а обороты вращения коленвала, как следствие, начинают плавать на холостом ходу.
  • Неисправные датчики. Обороты могут начать плавать также из-за нарушения в работе различных датчиков, включая датчик дроссельной заслонки. Такие неисправности влекут за собой каскадный шквал других проблем, связанных с неправильным режимом подачи топлива и плавающими оборотами коленвала.
  • Вентиляция картера. Нарушение нормального режима вентиляции картера, что отрицательно влияет на давление в системе, часто приводит к тому, что обороты двигателя на холостом ходу начинают плавать вне допустимого диапазона частот.

Без своевременного ремонта или регулярного планового технического обслуживания с применением качественных ГСМ и присадок к ним плавающие нестабильные обороты двигателя из простого признака могут перейти в реальные проблемы.

  • Нестабильная работа мотора. Любые отклонения от нормы в работе двигателя внутреннего сгорания, приводят к серьезным проблемам во всех его узлах, поскольку разбалансированная работа подвижных частей, включая цилиндропоршневую группу и систему газообмена, приводит к ускоренному износу, что в свою очередь заставляет обороты еще больше плавать в более широком диапазоне.
  • Потеря мощности двигателя. Плавающие обороты буквально растрачивают энергию впустую, тем самым ощутимо снижая КПД мотора и всего автомобиля в целом, а значит, уменьшают его мощность.
  • Завышенный расход топлива. Падение КПД двигателя приводит к увеличению расхода топлива, поскольку мотор пытается компенсировать растраченные впустую киловатты большим расходом топлива.
  • Износ деталей и узлов двигателя. Проблема увеличенного расхода топлива из-за плавающих оборотов лежит не только в экономическом поле, но и в техническом, ведь работа двигателя в усиленном режиме приводит к еще большему износу всех его деталей и узлов.

Несмотря на то, что сам по себе эффект плавающих оборотов доставляет просто дискомфорт во время работы машины на холостом ходу, например, на светофоре, в пробках или на прогреве, необходимо незамедлительно обратиться на станцию техобслуживания, пока проблема не разрослась в геометрической прогрессии. Кроме того, обязательно используйте соответствующие присадки для предотвращения износа деталей и узлов мотора, чтобы обороты вашего двигателя никогда не начали плавать.

Нормальный диапазон плавающих оборотов

Обороты коленвала двигателя могут плавать в допустимом диапазоне частот, значение которого обычно указывает производитель автомобиля. Естественные скачки частот на холостом ходу могут быть связаны с качеством топлива и моторного масла, погодными условиями, режимами работы мотора и пр. Данный показатель также различен для бензиновых, дизельных и газовых двигателей.

Допустимые диапазоны для разных марок машин и двигателей в них могут существенно разниться. В среднем для большинства наиболее распространенных марок и моделей легковых автомобилей обороты коленвала на холостом ходу могут плавать в диапазоне частот 600-1000 об./мин. Кроме того, считается нормальным кратковременное отклонение значения частоты вращения коленвала в размере ±50 об./мин. от указанной автопроизводителем нормы.

Если обороты начали постоянно плавать, а не от случая к случаю, а также диапазон скачков частот превышает допустимый, указанный автопроизводителем, незамедлительно обратитесь в автосервис для диагностики и устранения основной причины нестабильной работы двигателя.

двс в работе

Почему обороты начинают плавать на холостом ходу и как устранить эти проблемы?

Обороты коленвала на холостом ходу могут начать плавать из-за разных проблем с двигателем, каждая из которых имеет свои причины возникновения. Мы собрали в таблице наиболее распространенные проблемы, приводящие к такому эффекту, а также причины их возникновения и способы устранения.

Проблемный узел Причина Решение
Система впуска (подсос) Износ уплотнительных элементов, трещины или повреждения воздушных путей. Провести внимательный осмотр впускной системы, заменить поврежденные уплотнители или детали, устранить свищи.
Регулятор холостого хода Износ механизма регулятора, электрические сбои. Заменить или отремонтировать регулятор холостого хода, проверить электрические подключения.
Клапан вентиляции картера Загрязнение датчика, повреждение проводки. Очистить или заменить датчик массового расхода воздуха, проверить целостность проводки.
Датчик массового расхода воздуха Загрязнение датчика, повреждение проводки. Очистить или заменить датчик массового расхода воздуха, проверить целостность проводки.
Дроссельная заслонка Отложения (нагар) от сгоревшего масла и топлива. Очистить дроссельную заслонку от нагара с использованием специальных средств.
Топливные форсунки Накопление отложений и загрязнений в топливной системе. Промыть или заменить топливные форсунки, очистить топливную систему.
Свечи зажигания Износ, загрязнение, неправильный зазор между электродами. Заменить свечи зажигания, установить правильный зазор между электродами.
Топливная система (потеря давления) Неисправность топливного насоса, фильтра или регулятора давления. Проверить и заменить неисправные компоненты, очистить топливный фильтр.
Цилиндры (низкая компрессия) Износ поршневых колец или прокладок, повреждения цилиндров. Провести диагностику двигателя, заменить изношенные детали, при необходимости выполнить ремонт цилиндров.

Как правильно обслуживать двигатель, чтобы обороты не начали плавать?

Регулярное техобслуживание автомобиля в соответствии с рекомендованным автопроизводителем календарным планом с применением только качественных ГСМ и расходных материалов, включая масляные и воздушные фильтры, присадки для моторного масла и пр., является гарантией стабильной работы двигателя как во время движения, так и на холостом ходу.

Обороты вашего мотора не начнут плавать, если вы регулярно проводите ТО и используете современные присадки для защиты и восстановления деталей и узлов мотора. Например, триботехнические составы, добавляемые в моторное масло, способны буквально «заживлять» мелкие следы износа цилиндропоршневой группы, обеспечивая стабильную работу всего автомобиля в целом.

машина с открытым капотом

Смазка

  • Регулярная замена моторного масла с добавлением специальных защитных присадок и восстанавливающих трибосоставов, в соответствии с рекомендациями производителя авто, обеспечивает хорошую смазку двигателя, предотвращая износ его деталей.
  • Масляный фильтр следует менять вместе с каждой заменой масла для поддержания чистоты ГСМ и предотвращения засорения узлов двигателя.

Впуск и воздушный фильтр

  • Проверка на свищи и подсос. Только регулярная и своевременная диагностика системы впуска, а также проверка всех ее элементов на наличие подсоса воздуха поможет избежать неправильного смешивания воздуха и топлива с последующим появлением эффекта плавающих оборотов на холостом ходу.
  • Чистка или полная замена воздушного фильтра. Чистый фильтр обеспечивает полноценный воздушный поток для качественной подготовки воздушнотопливной смеси, перед ее подачей в камеру сгорания. Нестабильность пропорций в смеси приводит к различной детонации в цилиндрах, из-за чего и начинают плавать обороты коленвала.

Зажигание

  • Проверка и своевременная замена свечей зажигания, которые должны быть в хорошем состоянии, поможет обеспечить стабильное сгорание топлива.
  • Проверка проводов зажигания на износ и трещины. При необходимости при выявлении пробоя провода необходимо заменить.

Охлаждение

  • Уровень охлаждающей жидкости необходимо регулярно проверять и поддерживать на достаточном уровне для предотвращения перегрева двигателя и появления плавающих оборотов.

Подача топлива

  • Регулярная проверка и очистка топливных форсунок помогают поддерживать правильное распределение топлива.
  • Контроль давления топлива в системе особо важен для стабильной подачи воздушнотопливной смеси в цилиндры.

Электронный блок управления (ЭБУ)

  • Диагностика через ЭБУ. Современные автомобили оборудованы ЭБУ, которые позволяют водителю увидеть полную информацию о работе двигателя. Регулярная диагностика позволяет выявлять проблемы на раннем этапе.

Регулярное техобслуживание в соответствии с рекомендациями автопроизводителя является ключевым фактором для поддержания нормальной стабильной работы двигателя и предотвращения проблемы плавающих оборотов на холостом ходу.

двигатель в рабочем состоянии

Профилактическая автохимия от Супротек

Избежать проблемы плавающих оборотов двигателя на холостом ходу позволяют правильно подобранные присадки и триботехнические составы для моторного масла. Российская компания «СУПРОТЕК» выпустила ряд современных присадок с инновационным составом, которые позволяют расширить межсервисный период техобслуживания автомобиля и предотвратить нестабильную работу двигателя.

Микроскопические металлические частицы триботехнических добавок размером до 3 мкм диффузионным способом «заживляют» мелкие царапины и задиры на зеркале цилиндров и поршневых кольцах.

  • Трибосоставы Супротек Актив «Стандарт», «Плюс» и «Премиум» предназначены для использования как в бензиновых и дизельных, так и в газовых двигателях внутреннего сгорания большинства легковых автомобилей.
  • Трибосостав «МАКС ДВС» предназначен для всех типов моторов грузовых автомобилей, автобусов и специальной техники.
  • Трибосостав «Off-Road» – все типы двигателей внедорожников.
  • Присадки Супротек Актив «Регуляр» и «Регуляр Премиум» для моторного масла. Используют во всех типах двигателей после ТО и обработки триботехническим составом.
  • Промывка Супротек «Апрохим» для масляной системы всех типов двигателей и автомобилей.

Инновационные технологии, используемые в производстве автохимии «СУПРОТЕК», позволяют не просто улучшить работу двигателя, но и существенно сэкономить на расходе топлива и ремонте машины.

Комментарии к статье
Добавить комментарий