Автомобильный редуктор в традиционном понимании это узел, который распределяет вращение между ведущими колесами. Иногда его называют «дифференциал моста», или даже просто говорят «гудит мост», хотя, если быть корректными, то «мост» - это конструкция, включающая в себя помимо редуктора еще и полуоси, а «дифференциал» - это узел в редукторе, обеспечивающий возможность вращения колес с разной скоростью.
Редукторы вкупе со вспомогательными узлами могут иметь разные конструкции, однако в большинстве имеется главная пара и дифференциал. Главная пара – или «главная передача» - узел, передающий вращение с входного вала на главную шестерню редуктора. Чаще всего в главной паре используется гипоидная передача из одной конусовидной шестеренки и одного зубчатого колеса.
Дифференциал же представляет собой набор деталей с зубчатыми зацеплениями, устроенных таким образом, чтобы в зависимости от условий передавать вращение с различной скоростью на левое и правое колеса. Будь это обычный дифференциал, самоблокирующийся дифференциал, так называемый «самоблок», дифференциал Торсена или любая другая конструкция – это не меняет главного: узел содержит ряд зубчатых зацеплений, работающих под нагрузкой с большой скоростью вращения.
Для обеспечения гладкой и тихой работы редуктора содержат трансмиссионное масло, которое выступает в качестве смазки для всех зубчатых зацеплений механизма. Основной неисправностью редуктора является шум и вибрации, которые могут возникать при его работе.
РЕДУКТОР ГУДИТ И ВИБРИРУЕТ
Если зубцы шестеренок, работающих в редукторе, оказываются изношены, их рассчитанная конструктором форма изменяется, то изменяется и процесс входа зубцов в зацепление и выхода из него. Вместо гладкого перемещения точки контакта и нагрузки по различным частям зубца возникают ненужные люфты и микроудары зубцов друг об друга.
Регулярное повторение такого удара на каждом обороте деталей создает последовательный постоянный шум, который похож на гудение. Чем ниже обороты, тем тише гул редуктора, который при совсем медленном движении может быть похож на скрип или хруст. При увеличении скорости частота микроударов возрастает, что повышает и тон звука. Тогда говорят, что редуктор воет. Такое гудение редуктора сопровождается и вибрацией, которая возникает по тем же причинам, что и шум.
Обработка редуктора триботехническим составом позволяет избавиться от этих проблем. Трибосостав запускает процессы восстановления изношенных поверхностей трения – в первую очередь поверхностей зубцов шестеренок. Состав одинаково эффективен и в том случае, если гудит главная пара и в том, если шумит дифференциал.
Восстановленные составом поверхности трения получают возможность удерживать большее количество смазки, что значительно облегчает вход зубцов в зацепление и смягчает его.
Трибосоставы могут применяться одинаково успешно и для редукторов переднего моста в переднеприводных автомобилях и в редукторах заднего моста в задне- или полноприводных машинах.
Поскольку восстановление деталей идет постепенно, защитный слой наращивается в отдельных точках, то для полного восстановления деталей редуктора может потребоваться время. Это зависит от размеров механизма и степени изношенности. В некоторых случаях полного восстановления деталей редуктора удавалось достигать только после нескольких тысяч километров пробега.
Важно понимать, что триботехнический состав не способен восстановить сломанные или разрушенные детали. Если зубцы каких-то шестерен уже получили сколы или трещины, помочь сможет только полноценный ремонт редуктора.
ГУДИТ РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА
Трибосостав «Редуктор» может с успехом применяться и для обработки раздаточных коробок полноприводных автомобилей и для обработки бортовых редукторов. Вне зависимости от конструкции механизма – в нем обязательно присутствуют зубчатые зацепления, которые при изношенности и порождают гул, шум, вибрации. Их восстановление происходит так же, как и восстановление деталей редуктора моста.