Автомобильные статьи

Кровь мотора. Основные функции моторного масла

Моторное масло
Масло выполняет в моторе три основных функции, каждая из которых во многом определяет его базовые характеристики.

Двигатель автомобиля почти живое создание! Он живет своей жизнью, во многом похожей на людскую. Он рождается, с детскими болячками взрослеет, стареет и умирает. Он питается, болеет, лечится, работает. Его узлы и детали можно сопоставить с органами живого организма: «мозги» в виде компьютера системы управления; «легкие», с которыми можно сравнить систему впуска; «сердце» - поршневая система, обеспечивающая работу всего мотора. В этом ряду «кровью» мотора, без сомнения, будет моторное масло.

Масло выполняет в моторе три основных функции, каждая из которых во многом определяет его базовые характеристики. Недаром во многих умных книгах моторное масло приравнивают к одному из важнейших узлов двигателя, признавая, что качество его работы будет влиять на очень многое из того, что мы хотим получить от мотора в целом.

Функции моторного масла

Первая и основная функция - смазывание деталей, узлов и агрегатов двигателя. Есть зоны, где смазывание является критически важным: цилиндропоршневая группа (поршни, поршневые кольца), подшипники коленчатого вала и шатунов, распределительные валы, клапанный механизм, все зубчатые передачи, подшипники турбокомпрессора. Масло выступает рабочей жидкостью и в гидрокомпенсаторах или гидротолкателях клапанов, гидронатяжителей цепей.

Масло работает во всех зонах двигателя, и основная его задача – создать разделяющие смазочные слои, наличие и качество которых определяет и уровень потерь трения, и скорость износа узлов двигателя, а, значит, и его ресурс. Это означает, что свойства и качество самого моторного масла прямо влияют и на мощность двигателя, и на динамику автомобиля, и на эксплуатационный расход топлива, и, конечно, на надежность мотора и вероятность его отказа.

Все те зоны работы масла, которые мы указали – это и есть зоны экстремальных температурных и механических нагрузок. Известно, что где больше давят – там чаще и ломается. По статистике диагностики двигателей, некачественная работа масла дает до трети всех дефектов мотора и является одной из наиболее часто встречающихся причин повреждений.

Срок жизни масла в реальном моторе является и основным критерием, определяющим межсервисный интервал обслуживания автомобиля. Это важнейший фактор стоимости его эксплуатации, что немаловажно для владельца машины.

Вторая важная функция масла состоит в том, что оно является одним из охлаждающих агентов двигателя, влияющим на его температурное состояние. Это важно для современных высокофорсированных моторов, особенно тех, которые созданы в т.н. концепции «даунсайзинга», столь модной у нынешнего поколения двигателистов, а именно получение максимально возможной мощности с минимального рабочего объема мотора.

Масло охлаждает мотор впрямую, особенно там, где есть специальные системы масляного охлаждения поршней. Оно снимает часть тепла с цилиндров, с головки блока, забирает часть тепла, выделяющегося при трении в подшипниках и поршневых кольцах. Теплообмен в двигателе отдельная большая тема, в которой есть множество тонкостей, однако важно помнить, что масло играет в ней не последнюю роль.

Третья функция масла – моющая, способность к удалению из двигателя грязи и отложений. Как и всякий живой организм, мотор в процессе работы зарастает шлаками. Это продукты неполного сгорания топлива, разложения масла, износа рабочих поверхностей, частицы дорожной пыли, пропущенной воздушным фильтром.

Кровь в живом организме собирает загрязнения и выносит их в печень. Роль печени в моторе выполняет масляный фильтр – именно там оседает вся грязь, собранная маслом по всему мотору. Важным фактором, на основании которого мы определяем конец жизни моторного масла, является потеря им способности эту грязь отмывать, собирать, удерживать в себе и выносить в фильтр. При отказе печени организм умирает от интоксикации, при умирании масляного фильтра и масла в моторе эта «интоксикация» проявится тоже, только чуть иначе: резким ускорением износа, отказом в работе поршневых колец, перегревами мотора и возможным его заклиниванием.

Масло Супротек 10W 60

Не зря для определения диагноза в клиниках первым делом у человека берут кровь на анализ. Ее состояние может многое рассказать врачу о положении дел в организме. То же самое справедливо и для моторного масла. Но если кровь организм вырабатывает сам, то масло двигатель получает со стороны. От свойств масла, природы его происхождения, от того насколько оно соответствует требованиям мотора сильно зависит качество его жизни. Как раз об этом мы и поговорим в нашем цикле статей.

Четвертая функция масла – уплотнять зазоры колец в поршневых канавках. Без этой функции масла невозможно достичь нужной компрессии, т.е. необходимого количества окислителя на такте сжатия. И наконец пятая функция - защищать детали двигателя от коррозии.

Комментарии к статье
Добавить комментарий