Основное назначение топливной присадки «SDA» – поддерживать номинальные рабочие характеристики дизельной топливной аппаратуры, защищать от засорения форсунки, насосы высокого давления, клапаны. Загрязнение, коррозия, износ этих агрегатов из-за недостаточной смазки может приводить к различным заметным нарушениям в подаче топлива.
Современные дизельные двигатели, использующие системы common rail, работают с очень высоким давлением топлива, доходящим в некоторых режимах работы до двух тысяч атмосфер. При этом в некоторых системах впрыск топлива производится до 7 раз за один цикл – 2 предварительных впрыска, 2 основных и еще 3 пост-впрыска. Это требует от форсунок открываться до 250 раз в секунду. Такой впрыск позволяет сделать двигатель экономичным и экологичным, однако налагает большие требования к качеству топлива. Малейшие загрязнения приводят к нарушению расчетных режимов работы топливоподачи.
На этой странице описан механизм возникновения и симптомы наиболее частых проблем, возникающих с дизельными топливными системами. Присадка «SDA» может помочь решить их. Однако нужно помнить – состав присадки сбалансирован таким образом, чтобы оказывать мягкое, постепенное воздействие, не нарушающее нормальных процессов подачи и сгорания топлива. Именно поэтому при ее использовании не стоит ждать немедленных эффектов восстановления характеристик агрегатов. Значительно лучше использовать присадку в качестве профилактического средства, не допускающего возникновения неполадок.
ФОРСУНКИ «ЛЬЮТ»
Одна из главных проблем дизельной топливной системы в том, что форсунки теряют проходимость каналов в соплах, что нарушает подачу топлива в камеру сгорания. В обиходе это обозначают фразой «форсунки льют».
При подъеме иглы дизельной форсунки топливо под высоким давлением подается в сопло, через которое оно в виде факела определенной формы попадает в камеру сгорания, смешивается с воздухом и воспламеняется. Если сопло загрязнено, форма топливного факела нарушается. Вместо топливного «облака» образуются топливные капли. Это приводит к неправильному и неполному сгоранию топлива, что приводит к падению мощности и появлению дыма из выхлопной трубы.
Определить, «льют» ли форсунки, можно, обратив внимание на запуск двигателя. Если двигатель запускается долго, со второго или третьего раза, а запустившись, дает провалы по мощности на малых оборотах — это один из ясных симптомов загрязненных форсунок. При разогретом двигателе топливо испаряется лучше и может отчасти компенсировать недостаток распыла, поэтому на холодном двигателе проблема проявляется сильнее.
Присадка «SDA» при постоянном длительном применении способна прочистить сопло форсунки и нормализовать распыл.
ФОРСУНКИ «ЛЬЮТ В ОБРАТКУ»
Дизельные форсунки снабжены специальным каналом для отвода топлива обратно в топливный бак. При нормальной работе системы этот обратный топливопровод используется для сброса давления, что обеспечивает действие гидравлических механизмов форсунки.
Если же работа форсунки затруднена загрязнениями, может сложиться такая ситуация, что игла смещается не вовремя или не полностью, ее «подклинивает». Тогда в цилиндр подается недостаточное количество топлива, а его излишек подается в «обратку».
Другой причиной повышенного отвода топлива может стать неправильная работа клапанов. Их конструкция зависит от конкретной форсунки, но в общем случае неправильное прилегание запорного элемента (например, шарика в пьезокристаллических форсунках) к седлу увеличивает попадание топлива в «обратку».
Все эти неполадки нарушают нормальную подачу топлива, у двигателя снижается мощность, растет расход топлива. Присадка «SDA» может помочь решить проблему, постепенно очищая иглу и клапаны от загрязнений и улучшая их прилегание.
ИЗНОС ПЛУНЖЕРОВ НАСОСА ВЫСОКОГО ДАВЛЕНИЯ
Топливный насос высокого давления является важнейшим агрегатом любой дизельной топливной системы. Его основная задача – создавать рабочее давление в топливной рампе. Это давление может колебаться от 200 атмосфер на холостом ходу до полутора-двух тысяч атмосфер на высоких оборотах. В то же время уровень давления крайне важен для того, чтобы форсунки подавали строго необходимое количество топлива.
Создается давление плунжером. При самом незначительном износе прецизионной плунжерной пары (самого плунжера и гильзы) нарушается их прилегание, и насосу требуется больше оборотов, чтобы создать необходимое давление, что происходит с задержкой.
Все это нарушает подачу топлива, двигатель теряет в динамике и мощности, растет расход топлива. Использование присадки «SDA» способно решить проблему с насосом на ранних стадиях, что позволяет избежать ремонта плунжеров ТНВД или замены насоса. Присадка «SDA» содержит триботехнический состав «Супротек», который способен восстановить поверхности плунжера и устранить микрозадиры. Постоянная очистка и смазывание плунжерных пар позволит поддерживать насос в рабочем состоянии и защитить его от некачественного топлива.
НЕПОЛАДКИ РЕГУЛЯТОРА ДАВЛЕНИЯ ТОПЛИВА
Регулятор давления – это клапан, который устанавливается в топливной рампе дизельной системы. В случае если давление в рампе превышает необходимое, регулятор открывается и сбрасывает часть топлива обратно в топливный бак. Корректная работа регулятора давления особенно важна при изменении режимов работы двигателя, например, снижении оборотов.
Если клапан загрязнен, он срабатывает с задержкой или пропускает во время открытия недостаточный объем топлива. Это приводит к тому, что давление в рампе превышает необходимое на данном режиме работы, а значит, при открытии форсунок в цилиндры попадает больше топлива, чем нужно. Излишек топлива не сгорает и выбрасывается через выхлопную систему, образуя черный дым. Несгоревшее топливо сокращает срок службы сажевых фильтров и катализаторов, может привести к поломке турбокомпрессора.
Чистка регулятора давления топлива может быть произведена с помощью присадки «SDA». При постоянном использовании она постепенно очистит клапан, удалит отложения и предотвратит его коррозию.
ДОЛГИЙ ЗАПУСК ДИЗЕЛЬНОГО ДВИГАТЕЛЯ
Одним из частых симптомов возникновения проблем в двигателе является его затрудненный запуск. «Плохо заводится» - жалуются владельцы машин, когда запуск дизеля требует от них продолжительной прокрутки мотора стартером. Нормальное время запуска дизеля составляет 2-3 секунды или даже меньше. Двигатель с неполадками может требовать до 15 секунд, прежде чем топливо воспламенится корректно.
Причины затрудненного запуска могут быть разные: недостаточная компрессия, плохое топливо, кристаллизация парафиновых углеводородов в солярке при низких температурах, неисправности свечей накала и так далее. Установить точную причину может только полноценная диагностика на станции технического обслуживания.
Одной из причин затрудненного запуска могут быть неполадки в топливной системе. Загрязнение форсунок может приводить к потере гидроплотности, а значит, они пропускают лишнее топливо в цилиндры. Дополнительным симптомом при такой неполадке будет черный дым из выхлопной трубы. Другой причиной может быть износ плунжеров ТНВД. В этом случае насосу требуется больше оборотов и больше времени, чтобы создать рабочее давление в системе.
Использование присадки «SDA» не может гарантировать того, что запуск дизельного двигателя придет в норму. Однако постоянное применение присадки может очистить форсунки и восстановить плунжерные пары насоса, исключая неполадки топливной системы из списка возможных причин.
ПОВЫШЕННАЯ ДЫМНОСТЬ ВЫХЛОПА
«Дизель коптит» - так описывают ситуацию, когда в выхлопе дизельного двигателя отчетливо виден черный дым. Этот «дым» состоит из мельчайших частиц несгоревшего топлива. Это означает, что нарушен баланс топлива и воздуха в смеси.
Если дизель оснащен турбонаддувом, причина дисбаланса может крыться в том, что турбина подает недостаточно воздуха, в то время как топливная система работает корректно. Однако чаще причина кроется в самой топливной системе. Нарушение гидроплотности форсунок, загрязнение регулятора давления в рампе, отложения на сопле форсунки нарушают подачу топлива и приводят к тому, что его попадает в камеры сгорания больше, чем необходимо.
Несгоревшее топливо приводит не только к появлению дыма, но и нарушает экологичность автомобиля. Частицы топлива негативно сказываются на работе катализаторов, сажевых фильтров, попадают на лопатки турбины компрессора. Все эти устройства попадают в зону риска, их ресурс снижается, а вероятность выхода из строя растет с каждым километром, пройденным на коптящем и чадящем автомобиле. Кроме того, это приводит к повышенному расходу топлива. Что неудивительно, если оно вместо сгорания просто вылетает в трубу.
Если процесс загрязнения и износа элементов топливной аппаратуры еще не привел к необратимым механическим неисправностям, восстановить нормальную работу системы может присадка «SDA». При постоянном применении на протяжении 3-7 тысяч километров пробега (в зависимости от степени загрязнения) присадка очистит клапаны и плунжеры, восстановит поверхности прилегания, обеспечит работу механизмов в номинальных параметрах.
ПОТЕРЯ МОЩНОСТИ ДИЗЕЛЯ
Одной из причин снижения мощности дизельного двигателя, снижения динамики и повышения расхода топлива может быть состояние топливной системы. Любые нарушения в подаче топлива – недостаточное или повышенное давление в рампе, неправильный распыл, потеря гидроплотности в форсунках – приведут к падению эффективности всего двигателя. Дополнительным (но необязательным) симптомом того, что причины падения мощности именно в топливной системе автомобиля, является черный дым в выхлопных газах.
Постоянное использование присадки «SDA» способно исправить значительное количество потенциальных проблем в топливной системе. Прежде всего, она очистит подвижные элементы топливной аппаратуры, что улучшит их прилегание, избавит от «подклинивания». Во-вторых, присадка восстановит поверхности прилегания в прецизионных парах плунжеров насосов высокого давления, в клапанах форсунок, обеспечит их постоянное смазывание и защиту от коррозии.
Все это способно нормализовать работу топливной системы, восстановить качественный впрыск и распыл, и как следствие - полноту сгорания топлива.
Если применение «SDA» не привело к положительным изменениям на протяжении значительного пробега, то необходимо проверить двигатель на другие возможные причины падения мощности - снижение компрессии, как следствие общего износа двигателя, неполадки в турбокомпрессоре, нарушения в масляной системе двигателя.
ДВИГАТЕЛЬ ВИБРИРУЕТ
Неравномерная работа дизельного двигателя, особенно заметная на холостых оборотах, может быть следствием нарушения подачи топлива в разные цилиндры. Неполное или несвоевременное сгорание топлива приводит к снижению давления на поршень, и двигатель теряет мощность на одном или нескольких циклах работы. Связано это, как правило, с загрязнением и износом элементов топливных форсунок.
В этом случае решить проблему можно с помощью топливной присадки «SDA». Если использовать ее при каждой заправке, она постепенно удалит загрязнения в форсунках, обеспечит должную подвижность иглы и удалит отложения в отверстиях сопла форсунки.
Однако загрязнения форсунок не единственная причина вибрации двигателя. Другой причиной может быть некачественное топливо, например, с цетановым числом ниже 37, что может привести к неравномерному воспламенению топлива. Избежать таких ситуаций можно при постоянном профилактическом использовании присадки «SDA», поскольку она содержит цетан-корректирующие добавки и способна поднять цетановое число некачественного топлива на 1-1,5 единицы.
Неравномерность работы дизеля может быть следствием и неполадок, несвязанных с топливной системой – залегание колец в некоторых цилиндрах, неравномерное снижение компрессии вследствие износа и так далее. Применение топливной присадки позволит исключить топливную систему из числа причин вибрации двигателя и подтолкнуть к диагностике других узлов.