Принцип устройства механической коробки передач можно описать следующим образом – каждой передаче соответствует пара шестеренок с определенным передаточным числом. Если говорить упрощенно - с разным соотношением диаметров шестеренок.
Передача вращающего момента, усилия с двигателя, в каждый момент времени передается с помощью одной такой пары – остальные вращаются в свободном режиме, не имея сцепления с валом. При переключении передачи водитель механически, с помощью рычага разъединяет соединение с валом в текущей работающей паре шестеренок и вводит в соединение с ним другую пару.
Каждая пара шестеренок работает с высокой нагрузкой и на большой скорости вращения. Зубцы шестеренок входят в зацепление друг с другом и расцепляются сотни раз в секунду. Расчет формы шестеренки, ее зубцов является сложной инженерной задачей.
Если вход зубцов в соприкосновение происходит гладко, они хорошо смазаны – то механизм работает относительно тихо и равномерно. В случае нарушения зацепа по каким-либо причинам появляются вибрации и разнообразные шумы. Появляется хруст коробки передач, иногда говорят, что «коробка гудит» или «коробка воет». Как именно шумит коробка, зависит от скорости вращения валов и шестерней. Это не удивительно – чем быстрее вращается пара, тем чаще происходит проблемный контакт зубцов, тем выше частота гула или воя.
Кроме того, проблемной может быть какая-то одна передача. Например, первая и третья работают нормально, а шумит только вторая передача. Это означает, что износ или другие проблемы накопились именно в этой паре шестерней.
Ниже приводятся некоторые особенно распространенные случаи, при которых применение триботехнических составов позволяет решить проблему.
Коробка передач гудит, воет, визжит, шумит
Шум появляется если зубцы – хотя бы некоторые – в зубчатом зацеплении пары шестерней имеют неправильную форму, не ту, которая предусмотрена конструкторским расчетом. Форма может быть нарушена, например, вследствие износа зубцов. Зазоры становятся неоптимальными, появляется микролюфт и соответственно микроудары при входе зубцов в зацепление. При большой скорости вращения этот процесс происходит до сотни раз в секунду, что дает общий гул или вой коробки передач.
Другой причиной может являться неправильное изготовление или плохая приработка коробки. Тогда посторонние шумы будут проявляться даже на новой машине.
Трибосостав «Off-road 4x4 МКПП» находясь в рабочей смазке способствует образованию специального металлического защитного слоя на поверхности зубьев. Это восстанавливает изношенные участки, придает им оптимальную форму. Кроме того, защитный слой крепче удерживает смазочную пленку, что облегчает взаимодействие. Все вместе это приводит к снижению шума.
Механическая коробка заедает при переключении
Затрудненное переключение передач может быть связано с тем, что изношены элементы – выступы и пазы, обеспечивающие соединение шестеренок с валом, изношены зубцы синхронизаторов. Даже маленькое нарушение в точном положении шестерни приводит к тому, что при движении синхронизатора его зубцы неточно попадают в пазы шестеренки и наоборот. Это происходит с заметным усилием, иногда не с первого раза.
Трибосостав восстанавливает изношенные элементы соединений, дает им возможность удерживать более плотную масляную пленку. Это позволяет избавиться от микролюфтов, смягчить процесс зацепления шестеренок, валов и синхронизаторов и, благодаря улучшенной смазке, заметно облегчить его.
Гудит подшипник коробки передач
Шум при работе подшипника связан с тем, что нарушена гладкость движения его элементов. Чаще всего это происходит из-за выработки обоймы подшипника, ее износа.
Трибосостав, находясь в смазке подшипника, позволяет восстановить износ, образуя на его месте новую металлическую структуру поверхности. Наиболее активно процесс восстановления идет именно там, где есть наибольшие проблемы – локальные нагрузки всегда выше там, где происходит микроудар. Таким образом поверхность обоймы восстанавливается оптимальным для работы подшипника образом.
Эта особенность делает применение трибосостава полезным, например, после переборки подшипника или установки нового. Состав способствует правильной приработке деталей.
Переборка или ремонт коробки
Иногда случается так, что даже новые детали механической коробки передач изготовлены не вполне качественно, или недостаточно хорошо притерты именно друг к другу, приработаны.
Это вызывает шумы и вибрацию новой коробки передач, или коробки, в которой были заменены детали в ходе ремонта/переборки.
В этой ситуации применение трибосостава может помочь ускорить процесс обкатки и приработки, сделать его более эффективным. В некоторых зонах состав способствует более активному разрушению микропиков поверхности, если она имеет неоптимальную шероховатость. В других организует процесс надстройки поверхности защитным слоем особой структуры. Это позволяет быстро и безопасно обкатать новую коробку и избавиться от шумов.