Автомобильные статьи

Термостойкая смазка. Особенности использования

Медная, литиевая, графитовая смазка
Материалы, способные в течение длительного времени выполнять смазочные и защитные функции в условиях высоких температур без ухудшения своих качественных характеристик получили название «термостойкие смазки». Причём важно понимать, что это название не какой-нибудь конкретной марки смазки, а в целом общее определение целой группы смазочных материалов.

Товар по теме:

Безовая смазка подшипника

Чем отличаются термостойкие смазки от обычных смазочных материалов? Какими они бывают и в каких областях применяются? Какие из них самые лучшие? Давайте в этом разбираться.

Итак. Первые смазочные материалы появились в глубокой древности, а именно термостойкие смазки, способные выдерживать высокие температуры, получили широкое распространение в XX веке, когда развивались паровые машины, автомобильный транспорт, технологичные промышленные агрегаты.

История промышленных смазок

Термостойкие смазки изготавливаются из высококачественных базовых масел, в которые добавлены уникальные комплексы загустителей и присадок. Создаваемые формулы позволяют смазкам работать при температурах от 150°С, обеспечивая стабильную, безаварийную работу трущихся деталей машин и механизмов. Предельные расчётные рабочие температуры некоторых смазочных составов вообще могут доходить до 1500°С.

Важно понимать, что все смазочные комплексы в обычных условиях демонстрируют хорошие результаты, но при повышении температуры в зоне смазки ведут себя по-другому. Например, обычная кальциевая смазка перестаёт выполнять свои функции при достижении температуры +80С, а литиевая – при +130. В случаях превышения предельных расчётных температур обычные смазочные составы коксуются, сохнут.


Сегодня промышленностью выпускаются различные по консистенции смазки, способные без изменения своих характеристик выдерживать высокие температуры. Среди них жидкие составы в виде масел, термостойкие пластичные смазки, специальные пасты, различные антифрикционные комплексы. Разнообразие видов высокотемпературных составов для смазки, а также разные характеристики обуславливают широкий спектр их использования. Они используются в подшипниках, суппортах, цепных передачах, зубчатых передачах открытого и закрытого типов, в виде уплотнения в тросах, в направляющих роликов конвейеров, в резьбовых передачах. Сложно назвать отрасль промышленности, где бы ни использовались эти смазочные составы.

Классификации термостойких смазок

Среди популярных классификаций высокотемпературных смазывающих составов используют деление по компонентам, входящих в их состав, и по назначению.

По компонентам

Базовая основа. В качестве базы могут выступать различные масла. Основа может быть минеральной в виде парафиновых, ароматических, нефтяных масел либо синтетической: спирты, простые и сложные эфиры, силиконы, олифиновые полимеры, фторированные углеводы, полиэфиры. Причём составы на органической основе больше подходят для узлов с минимальными нагрузками, а синтетику выбирают для деталей, работающих в более жёстких условиях. Количество базовой масляной основы в стандартном составе высокотемпературной смазки может колебаться в пределах 70-90%.

Загуститель. Для получения необходимой консистенции в базовую основу добавляются загустители. Они могут быть в виде мыла: Li, Ca, Ba, Na, Al, поликарбамидов, тефлона, полиэтилена либо в виде неорганических материалов в виде оксидов алюминия, вспененной окиси кремния – SiO2. Содержание загустителя – 10-15%

Присадки. Добавки, которые позволяют повысить характеристики итогового смазочного материала. Они могут быть в виде талька, графита, слюды, порошка меди и других материалов. Варьируя видами материалов, используемых в качестве присадок и их количеством, производители добиваются улучшения тех или иных свойств составов. Например, есть присадки для работы термостойкой смазки под большим давлением, для уменьшения износа, улучшения адгезии, а также антиокислительные, антикоррозионные, модификаторы трения, твёрдые добавки в виде графита или дисульфида молибдена – MoS2. Содержание присадок в термостойких смазках – 10-20%.

Важно понимать, что использование формул со специальными компонентами при производстве высокотемпературных смазочных составов приводит к увеличению стоимости конечного продукта. Этот класс смазочных материалов предназначен для конкретных узлов и для определённых условий. В других случаях применять эти смазочные продукты нецелесообразно.

Среди самых популярных высокотемпературных смазок можно отметить следующие.

Медная термостойкая смазка. Комплексы преимущественно в виде пасты, которые разработаны для узлов, функционирующих в условиях повышенных давления и температуры, достигающей +1100°С. Они отлично работают с разными поверхностями, например, с алюминиевыми сплавами, сталью, чугуном, латунью, бронзой. Эти составы получили широкое распространение, например, используются как высокотемпературная смазка для суппортов. Кроме паст, выпускается термостойкая медная смазка аэрозоль.

медная смазка

Графитовая. Специальные высокотемпературные термостойкие графитовые смазки способны выдерживать нагрев до +1000°С. Часто можно слышать вопрос, какую лучше купить термостойкую смазку, медный состав или графитовый? Два этих состава обладают схожими свойствами, но, как показали результаты исследований, медные высокотемпературные смазки более стабильны при резких кратковременных нагревах.

графитовая смазка

Кальциевая. Наиболее распространённые смазочные комплексы, которые предназначены для работы при температурах до 200°С. Они сравнительно недорогие и отличаются хорошей термостабильностью.

кальциевая термостойкая

Силиконовая. Термостойкий состав, способный сохранять свои свойства при температурах до 300°С длительное временя. В качестве базы в таких составах применяется кремнийорганическое масло, которое в сравнении с минеральными маслами обладает более стабильными характеристиками. Однако силиконовые термостойкие смазки в производстве обходятся дороже, поэтому и их цена выше.

силиконовая смазка

Молибденовая. Смазочные комплексы, получившие название «дисульфид молибденовые» являются отличным вариантом как термостойкая смазка для подшипников. Они обладают устойчивостью высокотемпературным и механическим нагрузкам, обладают химической стабильностью, устойчивостью к коррозии и хорошими противозадирными качествами.

молибденовая смазка

Керамическая. Сравнительно новый вид термостойких смазок, созданных с применением нанотехнологии. В них присутствует нитрит бора, обеспечивающий повышенные температурные характеристики. Температурная стойкость этих смазок очень высокая. Смазки выдерживают температуры до +1500°С.

керамическая смазка

Классификацию термостойких смазок по назначению лучше рассмотреть в таблице

Вид смазки Характеристики Сферы применения
Медная

– продолжительный ресурс;

– способность работать при высоком давлении;

– стойкость к воздействию воды, щелочей, солей;

– подходит для разных металлов.

– пищевая промышленность;

– автомобили (тормозные колодки, суппорты, резьбовые соединения);

– литейное дело;

– металлургия;

– строительство;

– нефтяная промышленность.

Графитовая

– повышенная несущая способность;

– водостойкость;

– хорошие антифрикционные характеристики;

– стойкость к коррозии.

– тяжелонагруженные узлы техники;

– грузовой автотранспорт, сельскохозяйственные машины, тяжёлый спецтранспорт;

– запорная (в качестве уплотнителя).

Кальциевая

– химическая инертность;

– нерастворимость в воде;

– отлично работает в трибопарах металл-полимер.

– узлы и агрегаты с высокими оборотами;

– подшипники с малыми нагрузками.

Силиконовая

– низкая вязкость в широком температурном диапазоне;

– отличные смазывающие способности;

– низкая температура застывания;

– хорошие диэлектрические свойства;

– высокие показатели сжимаемости;

– низкая токсичность.

– высоконагруженные узлы, работающие при высоких температурах;

– пластиковые водопроводы;

– печатные устройства;

– медицинское оборудование;

– кабельные трассы.

Молибденовая

– высокая прочность, включая ударные нагрузки;

– устойчивость к фреттинг-коррозии;

– способность работать под давлением;

– химическая стабильность;

– низкий коэффициент трения;

– хорошие связывающие и противозадирные свойства.

– автотранспорт, в частности для подшипников ступицы;

– промышленное оборудование;

– станкостроение;

– аэрокосмическая, военная, сельхозтехника.

Керамическая

– способность работы в широком температурном диапазоне;

– экологичность;

– хорошие смазочные способности при высоких температурах;

– химическая стойкость;

– отличные антикоррозийные качества;

– нейтральность к резиновым и пластмассовым деталям.

– авторанспорт (суппорты, кислородные датчики, системы ABS и ASR).

Какую термостойкую смазку купить?

Компания «Супротек» предлагает термостойкие пластичные смазки нового поколения «Хот СВТ-2» и «СУПРОТЕК Экстрим СКП-350». Они созданы по инновационным формулам, успешно прошли лабораторные и полевые испытания и успели завоевать популярность.

«Хот СВТ-2»

Литиевая Супротек Хот +150 градусов

Литиевая пластичная термостойкая смазка для подшипников с повышенными водостойкими характеристиками. Она оптимизирована для работы в условиях высоких температур – до 250°С. Сферы применения этой смазки – подшипники электродвигателей, промышленных вентиляторов, водяных насосов, подшипники сцепления, пары печных вагонеток, рольганги и т.д. В смысле возможностей использования этот смазочный состав можно назвать универсальным. Смазка «Хот СВТ-2» демонстрирует отличные эксплуатационные свойства в условиях больших нагрузок и высоких температур, отличную стабильность в присутствии воды, стойкость к окислению. Она способна значительно продлить срок службы узлов трения, сокращая при этом расходы на их обслуживание.

«СУПРОТЕК Экстрим СКП-350»

Супротек Экстрим кальциевая смазка

Термостойкая синяя смазка с высокими притивозадирными и водостойкими свойствами. Она является специальной разработкой для высоконагруженных узлов спецтехники, таких как шарнирные цапфы, роликовые подшипники блоков подвески, медленно вращавшиеся подшипники разных узлов, патроны пневмомолотов. Термостойкая синяя краска «Экстрим СКП-350» работает в температурном диапазоне -30– +170°С, отличается повышенной стабильностью, способностью эффективно защищать узлы трения в условиях высоких нагрузок, включая ударные, и длительным сроком эксплуатации.

Комментарии к статье
Добавить комментарий