Товар по теме:
Восстанавливает компрессию, снижает расход топлива и угар масла, уменьшает скорость износа и продлевает срок службы ДВС любого типа. Облегчает холодный пуск, защищает от перегрева в пробках.
Восстанавливает компрессию, снижает расход топлива и угар масла, уменьшает скорость износа и продлевает срок службы ДВС любого типа. Облегчает холодный пуск, защищает от перегрева в пробках.
Пропало давление масла…Вызывать эвакуатор, цепляться «на галстук» или пытаться доползти до сервиса самому? И могут ли помочь при этом особые снадобья, добавляемые к маслу? Разбираются Михаил Колодочкин и Александр Шабанов.
Резкое падение давления смертельно опасно и для людей, и для моторов. Конечно, мотор реанимировать намного проще - были бы время и деньги. Но лампочка аварийного давления масла необязательно загорится напротив мастерской - как назло, вспыхнет на захолустной проселочной дорожке. Цивилизация далеко, помощи ждать не приходится... Можно ли предусмотреть в этом сценарии вариант спасения?
Задача - помочь автомобилю, лишившемуся моторного масла, проползти как можно дальше. Спекуляций на эту тему, к сожалению, предостаточно - кто-то где-то проезжал с горящей лампочкой чуть ли не тысячи километров. Но нам сейчас не до шуток.
Как долго держатся без масла вазовские «пятерки>>, мы уже проверяли (ЗР. 2008. № 1). Проводили и стендовые испытания (ЗР. 2009. № 5). Ясно стало одно: двигатели, которые были предварительно обработаны, вели себя не так, как обычные. Скажем сразу: о присадках к маслу речь не идет! Использованные препараты называются иначе: триботехнические составы (трибосоставы).
Отличие от присадок в том, что эти составы не предназначены для изменения свойств масел (в отличие от обычных присадок): они влияют на состояние и свойства рабочих поверхностей узлов трения двигателя - подшипников коленчатого вала, цилиндров, поршней, поршневых колец.
Но ведь именно эти детали и страдают в случае внезапной потери давления масла в двигателе! Неужели антифрикционные и противозадирные свойства, которыми наделяют узлы трения двигателя эти составы, настолько мощны, что позволят мотору обойтись без масла? Как долго? В каких режимах? Вот это и проверим.
Препаратов, которые декларировали резкое повышение износостойкости двигателя (читай: возможность аварийной эксплуатации мотора), набралось пять: российские OSNOVA, Suprotec (Nanoprotec), «Реагент-ЗООО» (он же «Reaгент-3000»), «Эконовит» и немецко-российский «НАНО Мотор Refit SET KFZ» (в дальнейшем - Nanoprof).
Теперь о грустном... Для чистоты эксперимента требовалось обеспечить равные условия работы препаратов. Значит, исходное масло, режимы работы и. главное, исходное состояние моторов должны быть одинаковыми. А как это обеспечить? Ведь, по условиям испытаний. моторы в итоге должны умереть! Итак, шесть моторов - пять после обработки и один чистый, безо всяких препаратов. в качестве контрольного. Жаба душит, но надо!
Идентичные вазовские полуторалитровые двигатели, прошедшие капиталку на первый ремонтный размер. Все детали - одних и тех же фирм и даже из одних партий поставки. Ритуальные жертвы готовы, начинаем пляски вокруг стенда.
Хмурые жрецы в спецовках по одному тащили упирающиеся моторы на стенд. Сначала контрольный, он послужит точкой отсчета. Но ведь мотор свеженький, после ремонта, негуманно сразу его убивать. Проведем двадцатичасовой цикл обкатки - как доктор с АВТОВАЗа прописал: начиная с холостых и заканчивая приличными нагрузками. Через два часа после старта сняли начальные характеристики, после двадцати часов работы - итоговые. Заодно оценили, насколько влияет обкатка на мощность и расход топлива. Это тоже интересная информация.
Потом, под бубны шаманов, началось убийство. Двигатель прогрели, остановили, слили масло, а потом пустили снова. Постепенно увеличиваем обороты. 800 об/мин - три минуты выдержки в режиме, давление масла - ноль, полет нормальный. 1500 об/мин - три минуты, полет нормальный... 2000 об/мин - три минуты выдержки, из мотора наконец послышались какие-то неприличные звуки... 2500 об/мин - сорок секунд, и мотор умирая, глохнет. Жрецы зазвенели ключами - жертва вскрыта. Причина смерти - задир среднего коренного подшипника с проворотом вкладышей.
Следующие экземпляры подверглись аналогичной пытке. Но после двухчасовой обкатки по тому же циклу, что и контрольный, их обработали препаратами - каждый своим. С точным соблюдением инструкций разработчиков. Где-то они просты - влил и поехал, где-то потребовалось влить две бутылки, поменяв в промежутке масло. «Реагент-3000» вообще попросил три обработки.
Сравнили характеристики моторов до и после обработки. Так помимо убиения мы получили важную информацию о влиянии составов на качество обкатки моторов. Сразу скажем: все препараты в той или иной степени подняли показатели после обкатки. Suprotec снизил расход топлива примерно на 7%, поднял мощность на 3,5%. «Эконовит» и Nanoprof дали похожие результаты; неплохо выступил «Реагент-3000». Обычная добросовестная обкатка контрольного мотора тоже улучшила его показатели, но куда более скромно. Вот вам пища для размышлений на тему: «Обкатывать или не обкатывать. а если обкатывать, то как?». Сводные результаты - на рисунках.
Впрочем, мы отвлеклись от ритуала...
Умирали они по-разному. Контрольный мотор еле дополз до 2500 об/мин. зато все двигатели, обработанные составами, жили аж до 4000! Первым сдался испытуемый, отведавший средства OSNOVA, - без масла его хватило на 21 минуту, из которых две он работал на 4000 об/мин. Следующим погиб движок с «Реагентом-3000»: 34 минуты, из них 16 пришлось на высокие обороты. «Эконовит» и Nanoprof выступили похоже: первый дал двигателю медленно и печально умереть на 42-й минуте пытки, второй - на 40-й. А защиты Suprotec хватило на час работы без масла, из которых 42 минуты мотор крутился на 4000 об/мин!
При вскрытии мы нашли на шейках явные следы перегрева - еще бы! У всех причиной выхода из строя стал проворот шатунного вкладыша. А вот кольца, цилиндры, поршни целы - хоть сразу снова ставь в мотор, заливай масло и поезжай дальше!
Жертвы были явно не напрасны.
Вскрытие показало, что обработка препаратами моторам не повредила. Более того, те поверхности деталей, которые притираются в процессе приработки, у контрольного двигателя смотрелись похуже. Да и характеристики моторов после обкатки подтвердили это.
Выходит, применение хороших триботехнических составов (повторяем, не присадок!) мотору на пользу. И в аварийной ситуации защита поверхностей трения, усиливаемая этими составами, способна реально помочь.
Пересчитывать моточасы в километры пробега не стали специально - слишком много случайных факторов. Понятно и то, что в аварийной ситуации не следует выкручивать мотор до предела возможностей защиты. Поэтому, случись описанная выше неприятность, постарайтесь аккуратно, без резких перегазовок (желательно на пустой машине) выползти из леса или куда вас там занесло. Порой так спасают не только мотор - собственную жизнь.
Кстати, совет: мотор лучше не глушить! Сильно разогретые без масляного охлаждения поверхности подшипников при остановке могут схватиться и потом, при пуске, проворот вкладышей неизбежен. Вот тогда без эвакуатора точно не обойдешься.
А лучше не попадать в такую ситуацию, чего вам искренне желаем!
Заливать спасительные снадобья, обнаружив под автомобилем масляную лужу, абсолютно бесполезно. Мотор надо обрабатывать только заранее (это достаточно длительная процедура). То есть испытанные средства являются профилактическими, а не реанимационными.
А нужно ли вообще пользоваться чем-то подобным? Вопрос скорее политический, нежели технический. Ни один автопроизводитель ничего подобного не рекомендует, та же реакция у производителей масел. Но, повторяем, никакого вреда от современных качественных триботехнических составов мы не заметили, а вот польза от них вполне реальна. Поэтому четкого ответа «да» или «нет» не существует: все зависит от условий эксплуатации и обслуживания машины. Тем, кто колесит на гарантийных авто по городу и автострадам, наверное, незачем перестраховываться. Тому же, кто любит забраться на рыбалку куда подальше, стоит ознакомиться с результатом исследований повнимательнее.
5 место | ||
Нанокондиционер металла и масла OSNOVA, Россия | ||
Ориентировочная стоимость обработки – 400 руб. | ||
Единственный препарат, в чьем описании есть слово «присадка». Очень умное и не слишком понятное описание принципа работы. Производители сразу открестились от наличия в составе всякой бяки – фторуглеродов, хлорпарафинов, графита и порошков металлов. В описании прямо заявлена защита от износа и профилактика задиров – то, что нам надо! | ||
4 место | ||
Защитно-восстановительный комплекс «Реагент-3000», Россия | ||
Ориентировочная стоимость обработки – 1200 руб. | ||
Судя по описанию, жуткая смесь искусственных и природных минералов, солей и других соединений металлов, всяких кислот, каучуков, полиамидов и…серы! | ||
3 место | ||
Нанозащита двигателя «Nanoprof Motor Refit KFZ», Германия | ||
Ориентировочная стоимость обработки – 3100 руб. | ||
Куда же без нанотехнологий! Состав правильный, понятный – нанопорошки твердых частиц с протектором из специального графита. Умиление вызвали заявленные эффекты: ресурс двигателя увеличивается ровно на 94%, ни больше ни меньше! А без масла можно проехать целых 5,6 км (и не пытайтесь протянуть хотя бы 6 км…) | ||
2 место | ||
Нанотехнологический продукт «Эконовит», Россия | ||
Ориентировочная стоимость обработки – 2000 руб. | ||
По составу очень похож на предыдущий, немецкий препарат. Да и работает по всем параметрам похоже. Зато дешевле в полтора раза! А по качеству упаковки и подробности инструкции равных ему нет. Даже ручку в подарок дали! | ||
1 место | ||
Смазочная композиция Suprotec (Nanoprotec), Россия | ||
Ориентировочная стоимость обработки – 1200 руб. | ||
Препарат знаком по прошлым испытаниям, так что высокому результату не удивились. Состав не указан, но главное – как работает! Час без масла в серьезном режиме – это сильно. Цена обработки вполне реальная – не дешево, но с учетом получаемых плюсов гуманно. |