Автомобильные статьи

Как продлить ресурс двигателя

Продлить ресурс двигателя возможно!
Сравнительный анализ триботехнических составов разных производителей.

Товар по теме:

Триботехнические составы - что это?

Определение представленное в книге автоэксперта, профессора СПбГТУ Александра Шабанова "СОВРЕМЕННАЯ АВТОХИМИЯ. Теория и практика применения". Общепринятой классификации триботехнических составов на данный момент не принято, в книге представлена своя версия того, что сейчас присутствует на рынке "подкапотной автохимии" и как оно работает. Главный критерий, согласно которому отнесем тот или иной препарат к соответствующей группе, - это принцип действия его активного компонента. Сразу надо оговориться - производители триботехнических составов редко раскрывают список того, что в них содержится, поэтому наше распределение конкретных препаратов по группам будет несколько условно.

По принципу действия препараты делятся на следующие группы:

  • геомодификаторы трения (ГМТ) с активным компонентом в виде мелкодисперсного минерального порошка (преимущественно группы серпентинов);
  • плакирующие составы различного вида: металлоплакирующие препараты с активным компонентом в виде композиции мягких металов либо в ионном, либо в порошковом виде, и полимерные плакирующие составы (в том числе тефлоновые);
  • препараты, воздействующие на поверхности трения по принципу хемосорбирования (химического воздействия) - "кондиционеры металла" и их аналоги;
  • слоистые модификаторы трения на базе дисульфида молибдена, графита и т.д.

Кроме того, ряд производителей препаратов класса триботехнических составов заявляют о комплексном использовании нескольких методов воздействия на поверхности деталей, описанные выше. Все они так или иначе изменяют триботехнические свойства (силы трения, скорости износа, стойкость к задиру) рабочих поверхностей узлов трения двигателя или узлов трансмиссии.

КАК РАБОТАЕТ ГЕОМОДИФИКАТОР

В восьмидесятые годы прошлого столетия было открыто уникальное свойство минерала серпентинита (точнее, его подвида - хризотил-асбеста) резко увеличивать поверхностную твердость металлов в зоне трения. Очевидно, что если сюда насыпать крупнозернистого песка, узел выйдет из строя. При попадании твердой частицы в зону контакта происходит резкий разогрев поверхностных слоев до температур, вызывающих микроприварку деталей.

С уменьшением размера частиц и их твердости разогрев слоев станет слабее, но все же будет иметь место. А металл с ростом температуры теряет свою твёрдость. Раздробленные частицы минерала получают возможность внедриться в поверхностные слои узла трения. Образуется композит. Хризотил-асбест имеет структуру в виде длинных тонких волокон, поэтому такое внедрение формирует дополнительную армирующую решётку. Кроме того, в процессе обработки минеральный порошок производит микрошлифовку деталей. А чистый метал быстро окисляется, создавая дополнительный - оксидный - защитный слой.

В то же время маталлокерамика - мощный теплоизолятор, препятствующий теплоотводу от камеры сгорания. До определенной степени это полезно: снижаются потери тепла, растет КПД двигателя. Но затем теплоизоляция начинает способствовать перегреву поршневой группы. И моторное масло, работающее при более высоких температурах, интенсивнее выгорает. Это проявляется ростом СН в режимах высоких нагрузок. Отсюда вывод: требуется чёткая дозировка состава.

Присадка

Эффект обработки

Цена, руб.

Увеличение мощности, %

Снижение расхода топлива, %

Снижение токсичности,%

Рост компрессии, МПа

Группа геомодификаторов трения (триботехнические составы)

СУПРОТЕК*

(составы «Active Plus»)

6,2

7,9

15,6

0,08

2100

RVS-Technology*

0,8

1,8

6,2

0,03

1500

РВС-ИПИ*

3,9

6,3

-

0,02

1300

ХАДО**

0,6

3,2

2,5

0,04

1200

ФОРСАН**

3,6

5,7

2,5

0,02

1500

ЭКОНОВИТ ***

2,8

5,6

10,2

-

3000

Группа кондиционеров металлов

SMT-2**

-

-

-

0,02

350

Реном**

1,6

5,1

-10

0,03

350

Группа металлоплакирующих составов

Ресурс**

1,1

4,9

-

0,03

255

Металлайз**

-2,1

-6,8

-

0,02

320

Группа слоистых модификаторов трения

Ликви Моли**

1,1

-

-

-

160

СУРМ**

2,5

3,5

-

0,03

160

* - по данным испытаний, проведенных журналом «За Рулем», №5, 2009
** - по данным испытаний, проведенных журналом «За Рулем», №9, 2006
*** - по данным отчета о выполнении научно-технических работ по теме "Оказание консультационных услуг при подготовке публикаций журнала "5 Колесо"

Прочерк в графе «Эффект обработки» означает, что результат не превышает пределов погрешности измерения.

Дуэль с трением - присадка для двигателя

Публикация представлена в сокращении. Полный текст статьи можно прочитать на сайте «ЗР».

В нашумевшем пробеге вазовской «пятерки», в мотор которой «забыли» залить масло (ЗР, 2008, № 1), использовали препарат (триботехнический состав - присадка ресурс) «Супротек»: результат оказался эффективным. Мы решили продолжить испытания авто геомодификатор трения, так чтобы не ссылаться на отзывы по запросу "присадка ресурс для двигателя", - теперь уже на стендах и в копании препаратов, действие которых также построено на геомодифицировании поверхностей трения.

Рассказывают Михаил Колодочников и Александр Шабанов.

ПРОЦЕСС ПОШЁЛ!

В компанию «Супротеку» пригласили финский препарат RVS-Technology G4, а также РВС-ИПИ, производимый московской фирмой... (Публикация представлена в сокращении. Полный текст статьи можно прочитать на сайте «ЗР»). Вместо километров на одометре моточасы, в остальном все аналогично обычной езде. Исходное состояние - самое распространенное на практике: всё с легким износом, но вполне живое. Режимы? Что-то на холостых, что-то на малых нагрузках, что-то при номинале. Плюс энное количество пусков. Всего в пересчёте около 7000 км на каждый препарат (ресурс присадка для двигателя -триботехнический состав). Именно при таком пробеге мы получили достоверные результаты; что будет дальше - можно лишь предполагать. Что же получилось? Компрессия по цилиндрам несколько подросла, герметичность цилиндро-поршневой группы улучшилась.

Самый хороший результат - у присадки «Супротека». Снижение мощности механических потерь было очень заметным, причём, как и ожидалось, в зоне малых оборотов. К примеру, у препарата РВС-ИПИ оно составило более 30% (Публикация представлена в сокращении. Полный текст статьи можно прочитать на сайте «ЗР»). Но при росте оборотов эффект резко уменьшается, причём у всех препаратов. Это говорит о том, что они формируют на поверхностях слой с низким коэффициентом трения. При повышении же оборотов давление масла растет и поршневые кольца с подшипниками всплывают на слое масла. В таких условиях влияние сформированного слоя не столь велико, поэтому и эффект уменьшается.

В нормальных эксплуатационных режимах все значительно скромнее. Если экономия расхода топлива в режиме холостого хода доходила до 10%, то под нагрузкой она сокращалась до 2 - 5%. В целом результат, усредненный по режимам городского цикла, положительный, в том числе и по остаточным углеводородам.

А вот показатели оксидов азота в большинстве случаев стали хуже. Почему? Да потому, что температуры цикла увеличились - сказывается ухудшение теплоотвода (температуры отработавших газов подросли).

ВСКРЫТИЕ ПОКАЖЕТ...

Интересно, что присадка в масло ресурс «Супротек» даёт устойчивый положительный эффект, стабилизирующийся к середине второй обработки. А вот у РВС-ИПИ и RVS-Technology G4 (Публикация представлена в сокращении. Полный текст статьи можно прочитать на сайте «ЗР») по окончании второй обработки наблюдается либо существенное снижение того положительного эффекта, который был получен после первого ввода состава, либо отсутствие прогресса. Особенно это заметно по изменению мощности двигателя. Почему так? Влияет насыщение масла всякими загрязнениями и продуктами износа, активно развивающееся на начальных стадиях отмывки мотора и микрошлифовки поверхностей.

Обработка двигателя любым препаратом из группы геомодификаторов - это многоступенчатая технология, нарушение которой чревато неприятностями.

Если поверхности трения после присадки «Супротека» выглядели вполне достойно - с нормальным блеском, очевидно залеченными следами былой «весёлой жизни» мотора, то после RVS-Technology G4 на них чётко виднелись новые повреждения, очевидно полученные уже в ходе обработки. Особенно досталось вкладышам подшипников. Нечто подобное, только выраженное намного слабее, обнаружили и при вскрытии мотора после обработки РВС-ИПИ.

Обработка двигателя геомодификатором (триботехническим составом - присадкой «Супротек») не приемлет принципа «Залил и поехал». Это - технология. Итоговой эффект сильно зависит от степени её проработанности, а также от качества состава.

Подробнее о технологии можно прочитать в статье "Триботехнология «СУПРОТЕК». Восстановление и защита".

ПАЦИЕНТ ЗДОРОВ?

Ресурс двигателя можно продлитьГеомодификатор - сильнодействующее лекарство, показанное далеко не всем. Купить присадку ресурс для двигателя и лить её в новый мотор противопоказано по гарантийным соображениям. В совсем старые - просто бесполезно. Основное поле для деятельности геомодификаторов (триботехнических составов - присадок), как нам представляется, это моторы со средней степенью износа, ещё вполне бодрые, но уже изрядно побитые жизнью.

Внутренних ресурсов для безболезненного восприятия процедуры обработки у них достаточно, а ожидаемый эффект, возможно, компенсирует стоимость процедуры. Более того, геомодификаторы (триботехнические составы - присадки) обдирают грязь со всех мест, куда могут добраться. И это тоже понравится двигателю. Поэтому на моторах в такой стадии износа и результат окажется выше, будь то компрессия или расход топлива. Впрочем, мы итожим результаты экспертиз, а выбор, как обычно, за вами. Мы только даём объективную информацию и своё субъективное мнение. Для сравнения можно поискать отзывы на авто геомодификатор трения.


Комментарии к статье
Добавить комментарий