Содержание Пенетрация смазок – что за показатель? Классификация пенетрации по ГОСТ Применение различных типов смазок Смазки класса NLGI 000 и 00 Смазки класса NLGI 0 и 1 Смазки класса NLGI 2 Смазки класса NLGI 3 Смазки класса NLGI 4 и выше Смазки Супротек Пенетрация смазок – что за показатель? Для измерения пенетрации...
Пенетрация смазок – что за показатель?
Для измерения пенетрации используется специальное оборудование – пенетрометр. Стандартный конус, изготовленный из металла и обладающий определённой массой и геометрией, опускается в образец смазки, который предварительно выдерживается при температуре 25°C. Глубина проникновения конуса фиксируется через определённый промежуток времени, обычно через 5 секунд.
Процедура включает следующие шаги:
- Подготовка образца смазки, который должен быть однородным и находиться при температуре 25°C.
- Установка образца в пенетрометр.
- Опускание конуса на поверхность смазки и его свободное погружение под действием собственной массы.
- Измерение глубины проникновения конуса в смазку.
Глубина проникновения конуса выражается в десятых долях миллиметра. Например, если конус погружается на 2,65 мм, это значение записывается как 265 (в единицах пенетрации).
Пенетрация является важным показателем, так как она напрямую влияет на свойства и поведение смазки в различных условиях эксплуатации. Чем выше значение пенетрации, тем мягче смазка. Это означает, что она легче распространяется по поверхностям и быстрее поступает в узлы трения. Мягкие смазки (с высокой пенетрацией) лучше подходят для узлов с высокой скоростью вращения и для централизованных систем смазки.
С другой стороны, смазки с низким значением пенетрации (твёрдые) обеспечивают более надёжную защиту в условиях высоких нагрузок и температур. Они медленнее выдавливаются из зоны трения, что особенно важно для тяжело нагруженных подшипников и других узлов, работающих в суровых условиях.
Классификация пенетрации по ГОСТ
Согласно ГОСТ, существует следующая классификация пластичных смазок по пенетрации:
Класс NLGI | Пенетрация при 25°C, 0.1 мм | Консистенция |
000 | 445-475 | Очень мягкая, жидкая |
00 | 400-430 | Очень мягкая |
0 | 355-385 | Мягкая |
1 | 310-340 | Полужидкая |
2 | 265-295 | Средняя (универсальная) |
3 | 220-250 | Твёрдая |
4 | 175-205 | Очень твёрдая |
5 | 130-160 | Сверхтвёрдая |
6 | 85-115 | Парафинообразная |
Применение различных типов смазок
Пластичные смазки с различными показателями пенетрации имеют своё уникальное применение в различных областях промышленности и техники. Правильный выбор смазки позволяет обеспечить надёжную работу оборудования, продлить срок его службы и минимизировать износ.
Смазки класса NLGI 000 и 00
Эти смазки имеют очень высокую пенетрацию, что делает их чрезвычайно мягкими и текучими. Они используются в централизованных системах смазки, где необходимо обеспечить лёгкое распределение смазочного материала по всем узлам и деталям машины. Примеры применения:
- Централизованные системы смазки: Используются на заводах и в производственных линиях для автоматической подачи смазки к различным точкам смазывания.
- Закрытые редукторы: Обеспечивают смазку зубчатых передач и подшипников в условиях, где требуется высокая текучесть.
Смазки класса NLGI 0 и 1
Эти смазки также имеют высокую пенетрацию, но они немного более вязкие по сравнению с классами 000 и 00. Они подходят для узлов с высокой скоростью вращения, где важна хорошая подача смазочного материала. Примеры применения:
- Высокоскоростные подшипники: Используются в электродвигателях, вентиляторных установках и других механизмах с высокими оборотами.
- Шариковые и роликовые подшипники: Обеспечивают необходимую смазку для уменьшения трения и предотвращения перегрева.
Смазки класса NLGI 2
Смазки класса NLGI 2 считаются универсальными и наиболее распространёнными. Они имеют среднюю пенетрацию и подходят для большинства подшипников, шарниров и других узлов трения. Примеры применения:
- Автомобильные подшипники колес: Обеспечивают долговременную смазку и защиту от износа.
- Шарниры и соединения: Используются в подвесках автомобилей и других транспортных средств.
- Общие промышленные применения: Применяются в различных механизмах и оборудовании, где требуется надёжная и стабильная смазка.
Смазки класса NLGI 3
Смазки этого класса имеют более низкую пенетрацию и поэтому они более твёрдые. Они используются в тяжёлых условиях эксплуатации, где требуется повышенная стойкость к выдавливанию. Примеры применения:
Подшипники при высоких нагрузках: Используются в строительной технике, горнодобывающем оборудовании и других тяжёлых машинах.
Смазка шасси: Применяются в грузовиках и других тяжёлых транспортных средствах для смазки шасси и подвески.
Смазки класса NLGI 4 и выше
Смазки с низкой пенетрацией (классы NLGI 4 и выше) очень твёрдые и имеют ограниченное применение. Они используются в специализированных условиях, где требуется чрезвычайно твёрдая консистенция. Примеры применения:
- Смазка подшипников в экстремальных условиях: Используются в оборудованиях, работающих при очень высоких давлениях и температурах.
- Уплотнительные материалы: Применяются в местах, где важна высокая стойкость к выдавливанию и необходима стабильность смазки при длительных сроках службы.
Смазки Супротек
Компания Супротек предлагает широкий ассортимент пластичных смазок, которые соответствуют высоким стандартам качества и предназначены для использования в различных условиях эксплуатации. Рассмотрим основные продукты в контексте их пенетрационных характеристик и областей применения.
EP-2 M220 – это пластичная смазка, которая подходит для смазывания деталей, рабочих узлов и целых механизмов, эксплуатирующихся в экстремальных условиях под высокой нагрузкой, включая ударные нагрузки. Эта смазка обладает следующими характеристиками:
- Пенетрация: соответствует классу NLGI 2, что делает её универсальной для большинства подшипников и узлов трения.
- Применение: подходит для шкворней и шарниров спецтехники, металлообрабатывающих станков, редукторов и электрических моторов.
- Свойства: высокие противозадирные характеристики, устойчива к воздействию влаги и повышенных температур, обеспечивает хорошую защиту металла от коррозии.
Универсальная противозадирная смазка широкого спектра применения. Смазка разработана как аналог литиевых смазок «Литол», «Литол 24», но превосходит их водостойкостью, механической стабильностью, лучше удерживается в узлах трения. Смазка предназначена для использования в среднескоростных подшипниках качения в ходовой части автомобилей, шарнирах и шкворнях тяжелой техники, редукторах и узлах бытового инструмента, при обслуживании промышленного оборудования и системах АЦС.
SСа-2 М400 – это пластичная смазка на основе кальциевого мыла, предназначенная для обработки шарниров, работающих в условиях сильных нагрузок, включая вибрационные нагрузки. Её основные характеристики включают:
- Пенетрация: соответствует классу NLGI 2, что обеспечивает оптимальное распределение смазки в узлах трения.
- Применение: используется для смазки шарниров и других узлов, подверженных сильным и вибрационным нагрузкам.
- Свойства: обладает отличными антифрикционными характеристиками, термо- и влагостойкостью, надёжно защищает детали и узлы от износа и коррозионного разрушения.
Кальцол – это кальциевая смазка, предназначенная для обработки узлов и механизмов, работающих в условиях чрезмерной влажности и при высокой температуре. Характеристики включают:
- Пенетрация: соответствует классу NLGI 2 или выше, в зависимости от конкретной модификации.
- Применение: эффективна для узлов, подверженных воздействию воды и высоких температур.
- Свойства: водоотталкивающие, термостойкие, антиокислительные и противозадирные характеристики, обеспечивающие долговечную защиту механизмов.
Кальциевая смазка для средне и высокоскоростных подшипников и шарнирных соединений. Аналог смазок «Литол» и «Литол 24», однако превосходит их по механической и термической устойчивости, влагостойкости, что позволяет увеличить интервалы замены. Предназначена для узлов ходовой части автомобилей, спецтехники, бытового инструмента, лодочных моторов, велосипедов, где используются пластичный смазки. Может использоваться в промышленном оборудовании.
Хот СВТ-2 – это термостойкий смазочный материал, предназначенный для смазки механических узлов, в том числе с помощью централизованных систем, работающих в условиях высокой температуры. Основные характеристики включают:
- Пенетрация: соответствует классу NLGI 2, что делает её подходящей для большинства промышленных и автомобильных применений.
- Применение: используется в узлах, работающих при высоких температурах, таких как промышленные печи и механизмы, подвергающиеся тепловому воздействию.
- Свойства: обладает влаго- и термостойкостью, эффективно защищает детали от коррозионного и фрикционного износа.
Пластичная термостойкая противозадирная смазка для высоконагруженных шкворневых и шаровых шарнирных соединений, подшипников шасси и других узлов трения тяжелой спецтехники: экскаваторов, бульдозеров, тракторов и тд.
Смазки компании Супротек разработаны с учётом специфических требований различных узлов и механизмов, обеспечивая надёжную защиту и длительный срок службы оборудования. Их высокие эксплуатационные характеристики делают их незаменимыми в условиях экстремальных нагрузок и воздействий окружающей среды.
Дата публикации: 01-07-2024
Сергей Соловьев (Технический специалист) Старший технический консультант отдела научного развития ООО "НПТК Супротек". Автослесарь со стажем. С детства разбирается в конструкции автомобилей, мастер самодельного транспорта. Свой первый мопед собрал в третьем классе.