Содержание Пенетрация смазок – что за показатель? Классификация пенетрации по ГОСТ Применение различных типов смазок Смазки класса NLGI 000 и 00 Смазки класса NLGI 0 и 1 Смазки класса NLGI 2 Смазки класса NLGI 3 Смазки класса NLGI 4 и выше Смазки Супротек Пенетрация смазок – что за показатель? Для измерения пенетрации...
Пенетрация смазок – что за показатель?
Для измерения пенетрации используется специальное оборудование – пенетрометр. Стандартный конус, изготовленный из металла и обладающий определённой массой и геометрией, опускается в образец смазки, который предварительно выдерживается при температуре 25°C. Глубина проникновения конуса фиксируется через определённый промежуток времени, обычно через 5 секунд.
Процедура включает следующие шаги:
- Подготовка образца смазки, который должен быть однородным и находиться при температуре 25°C.
- Установка образца в пенетрометр.
- Опускание конуса на поверхность смазки и его свободное погружение под действием собственной массы.
- Измерение глубины проникновения конуса в смазку.
Глубина проникновения конуса выражается в десятых долях миллиметра. Например, если конус погружается на 2,65 мм, это значение записывается как 265 (в единицах пенетрации).
Пенетрация является важным показателем, так как она напрямую влияет на свойства и поведение смазки в различных условиях эксплуатации. Чем выше значение пенетрации, тем мягче смазка. Это означает, что она легче распространяется по поверхностям и быстрее поступает в узлы трения. Мягкие смазки (с высокой пенетрацией) лучше подходят для узлов с высокой скоростью вращения и для централизованных систем смазки.
С другой стороны, смазки с низким значением пенетрации (твёрдые) обеспечивают более надёжную защиту в условиях высоких нагрузок и температур. Они медленнее выдавливаются из зоны трения, что особенно важно для тяжело нагруженных подшипников и других узлов, работающих в суровых условиях.
Классификация пенетрации по ГОСТ
Согласно ГОСТ, существует следующая классификация пластичных смазок по пенетрации:
Класс NLGI | Пенетрация при 25°C, 0.1 мм | Консистенция |
000 | 445-475 | Очень мягкая, жидкая |
00 | 400-430 | Очень мягкая |
0 | 355-385 | Мягкая |
1 | 310-340 | Полужидкая |
2 | 265-295 | Средняя (универсальная) |
3 | 220-250 | Твёрдая |
4 | 175-205 | Очень твёрдая |
5 | 130-160 | Сверхтвёрдая |
6 | 85-115 | Парафинообразная |
Применение различных типов смазок
Пластичные смазки с различными показателями пенетрации имеют своё уникальное применение в различных областях промышленности и техники. Правильный выбор смазки позволяет обеспечить надёжную работу оборудования, продлить срок его службы и минимизировать износ.
Смазки класса NLGI 000 и 00
Эти смазки имеют очень высокую пенетрацию, что делает их чрезвычайно мягкими и текучими. Они используются в централизованных системах смазки, где необходимо обеспечить лёгкое распределение смазочного материала по всем узлам и деталям машины. Примеры применения:
- Централизованные системы смазки: Используются на заводах и в производственных линиях для автоматической подачи смазки к различным точкам смазывания.
- Закрытые редукторы: Обеспечивают смазку зубчатых передач и подшипников в условиях, где требуется высокая текучесть.
Смазки класса NLGI 0 и 1
Эти смазки также имеют высокую пенетрацию, но они немного более вязкие по сравнению с классами 000 и 00. Они подходят для узлов с высокой скоростью вращения, где важна хорошая подача смазочного материала. Примеры применения:
- Высокоскоростные подшипники: Используются в электродвигателях, вентиляторных установках и других механизмах с высокими оборотами.
- Шариковые и роликовые подшипники: Обеспечивают необходимую смазку для уменьшения трения и предотвращения перегрева.
Смазки класса NLGI 2
Смазки класса NLGI 2 считаются универсальными и наиболее распространёнными. Они имеют среднюю пенетрацию и подходят для большинства подшипников, шарниров и других узлов трения. Примеры применения:
- Автомобильные подшипники колес: Обеспечивают долговременную смазку и защиту от износа.
- Шарниры и соединения: Используются в подвесках автомобилей и других транспортных средств.
- Общие промышленные применения: Применяются в различных механизмах и оборудовании, где требуется надёжная и стабильная смазка.
Смазки класса NLGI 3
Смазки этого класса имеют более низкую пенетрацию и поэтому они более твёрдые. Они используются в тяжёлых условиях эксплуатации, где требуется повышенная стойкость к выдавливанию. Примеры применения:
Подшипники при высоких нагрузках: Используются в строительной технике, горнодобывающем оборудовании и других тяжёлых машинах.
Смазка шасси: Применяются в грузовиках и других тяжёлых транспортных средствах для смазки шасси и подвески.
Смазки класса NLGI 4 и выше
Смазки с низкой пенетрацией (классы NLGI 4 и выше) очень твёрдые и имеют ограниченное применение. Они используются в специализированных условиях, где требуется чрезвычайно твёрдая консистенция. Примеры применения:
- Смазка подшипников в экстремальных условиях: Используются в оборудованиях, работающих при очень высоких давлениях и температурах.
- Уплотнительные материалы: Применяются в местах, где важна высокая стойкость к выдавливанию и необходима стабильность смазки при длительных сроках службы.
Смазки Супротек
Компания Супротек предлагает широкий ассортимент пластичных смазок, которые соответствуют высоким стандартам качества и предназначены для использования в различных условиях эксплуатации. Рассмотрим основные продукты в контексте их пенетрационных характеристик и областей применения.
EP-2 M220 – это пластичная смазка, которая подходит для смазывания деталей, рабочих узлов и целых механизмов, эксплуатирующихся в экстремальных условиях под высокой нагрузкой, включая ударные нагрузки. Эта смазка обладает следующими характеристиками:
- Пенетрация: соответствует классу NLGI 2, что делает её универсальной для большинства подшипников и узлов трения.
- Применение: подходит для шкворней и шарниров спецтехники, металлообрабатывающих станков, редукторов и электрических моторов.
- Свойства: высокие противозадирные характеристики, устойчива к воздействию влаги и повышенных температур, обеспечивает хорошую защиту металла от коррозии.
Универсальная противозадирная смазка широкого спектра применения. Смазка разработана как аналог литиевых смазок «Литол», «Литол 24», но превосходит их водостойкостью, механической стабильностью и лучшей способностью удерживаться в узлах трения. Смазка предназначена для использования в среднескоростных подшипниках качения в ходовой части автомобилей, шарнирах и шкворнях тяжелой техники, редукторах и узлах бытового инструмента, при обслуживании промышленного оборудования и системах АЦС.
SСа-2 М400 – это пластичная смазка на основе кальциевого мыла, предназначенная для обработки шарниров, работающих в условиях сильных нагрузок, включая вибрационные нагрузки. Её основные характеристики включают:
- Пенетрация: соответствует классу NLGI 2, что обеспечивает оптимальное распределение смазки в узлах трения.
- Применение: используется для смазки шарниров и других узлов, подверженных сильным и вибрационным нагрузкам.
- Свойства: обладает отличными антифрикционными характеристиками, термо- и влагостойкостью, надёжно защищает детали и узлы от износа и коррозионного разрушения.
Кальцол – это кальциевая смазка, предназначенная для обработки узлов и механизмов, работающих в условиях чрезмерной влажности и при высокой температуре. Характеристики включают:
- Пенетрация: соответствует классу NLGI 2 или выше, в зависимости от конкретной модификации.
- Применение: эффективна для узлов, подверженных воздействию воды и высоких температур.
- Свойства: водоотталкивающие, термостойкие, антиокислительные и противозадирные характеристики, обеспечивающие долговечную защиту механизмов.
Кальциевая смазка для средне и высокоскоростных подшипников и шарнирных соединений. Аналог смазок «Литол» и «Литол 24», однако превосходит их по механической и термической устойчивости, влагостойкости, что позволяет увеличить интервалы замены. Предназначена для узлов ходовой части автомобилей, спецтехники, бытового инструмента, лодочных моторов, велосипедов, где используются пластичный смазки. Может использоваться в промышленном оборудовании.
Хот СВТ-2 – это термостойкий смазочный материал, предназначенный для смазки механических узлов, в том числе с помощью централизованных систем, работающих в условиях высокой температуры. Основные характеристики включают:
- Пенетрация: соответствует классу NLGI 2, что делает её подходящей для большинства промышленных и автомобильных применений.
- Применение: используется в узлах, работающих при высоких температурах, таких как промышленные печи и механизмы, подвергающиеся тепловому воздействию.
- Свойства: обладает влаго- и термостойкостью, эффективно защищает детали от коррозионного и фрикционного износа.
Пластичная термостойкая противозадирная смазка для высоконагруженных шкворневых и шаровых шарнирных соединений, подшипников шасси и других узлов трения тяжелой спецтехники: экскаваторов, бульдозеров, тракторов и тд.
Смазки компании Супротек разработаны с учётом специфических требований различных узлов и механизмов, обеспечивая надёжную защиту и длительный срок службы оборудования. Их высокие эксплуатационные характеристики делают их незаменимыми в условиях экстремальных нагрузок и воздействий окружающей среды.
Дата публикации: 01-07-2024
Сергей Соловьев (Технический специалист) Старший технический консультант отдела научного развития ООО "НПТК Супротек". Автослесарь со стажем. С детства разбирается в конструкции автомобилей, мастер самодельного транспорта. Свой первый мопед собрал в третьем классе.