Автомобильные статьи

Молибденовая смазка: что это и где применять

Молибденовая смазка: что это и где применять
Среди автомобилистов молибденовая смазка встречает как сторонников, так и тех, кто относится к ней с некоторой долей скепсиса. Одни ее яростно защищают, другие осторожно высказываются о возможных проблемах при ее применении. Как всегда, истина находится где-то посередине.

Товар по теме:

Среди автомобилистов молибденовая смазка встречает как сторонников, так и тех, кто относится к ней с некоторой долей скепсиса. Одни ее яростно защищают, другие осторожно высказываются о возможных проблемах при ее применении. Как всегда, истина находится где-то посередине.

На самом деле применение молибденовой смазки – отличный вариант, чтобы увеличить ресурс деталей автомобиля, работающих в тяжелых условиях. Главное – применять ее с умом. Не стоит действовать по принципу – главное, чтобы было. В некоторых узлах присутствие смазывающих составов с содержанием молибдена противопоказано. Впрочем, расскажем по порядку.

Состав и свойства молибденовой смазки

Правильнее называть этот смазочный материал дисульфид молибденовая смазка (ДМИ, IV). Выпускается он в виде серых, черных или немного голубых спреев, жидкостей, порошков и густых пластичных веществ. Основной действующий компонент – неорганическое соединение молибдена с серой. Химическая формула вещества молибденит записывается MoS2. В каждой молекуле содержится один атом молибдена и два атома серы.

Попадая на поверхность металла, молибденовая смазка образует слой толщиной около 5 мкм. Один атом серы прочно закрепляется на металле, а второй находится снаружи, между ними находится молибден. В результате подобного взаимодействия образуется трехслойное нано-покрытие. Первый слой – атомы серы, надежно сцепившиеся с металлической деталью. Второй слой – молибден. Снаружи вновь слой атомов серы.

Если две металлические детали покрыты дисульфид молибденовой смазкой, соприкасаются только внешние слои. Сила сцепления между атомами серы, которые вступают в контакт, очень мала, поэтому трение минимально. Напротив, к стали и молибдену сера прикрепляется очень сильно, создавая прочную трудно смываемую пленку. Благодаря этой особенности, смазывающий слой обладает высокой степенью износостойкости.

Подобный химический состав и строение обусловливают следующие параметры и характеристики молибденовой смазки:

  • удельная прочность;
  • стойкость к коррозии, высокотемпературному и механическому повреждению;
  • химическая стабильность;
  • противозадирные свойства.

Пластичные смазки на основе молибдена отлично «работают» при ударных нагрузках, исключая риск заедания движущихся частей.

Для решения каких задач лучше купить молибденовую смазку

Современные смазочные материалы разрабатываются, чтобы решать ограниченный круг задач. Узкая специализация позволяет добиваться высоких показателей. Дисульфид молибденовые смазки являются ярким примером такого подхода.

Основной круг задач, где они применяются:

  • приработка компонентов в новых и подвергшихся ремонту узлах;
  • продление ресурса деталей, которые работают в тяжелых условиях;
  • общая защита механизмов от такого явления как старение металла.

Наибольшее распространение применение молибденовой смазки получило в автомобилях, сельскохозяйственной и строительной технике, промышленном оборудовании и станках. Также эти материалы используют в летательных аппаратах и водных судах.

Если говорить более детально, этот смазочный материал отлично справляется с защитой замков, петель, шарниров. Наибольший эффект получается, если применять дисульфид молибденовую смазку для обработки узлов, работающих с большими нагрузками динамического характера:

Почему в этом списке нет поршней, коленвалов и других деталей двигателя? Казалось бы, там молибденовой смазке самое место: высокие температуры и экстремальные механические нагрузки. Все не так просто.

Стоит ли покупать молибденовую смазку для двигателя

Защитные свойства молибдена известны еще с XVIII века. Впервые практическое применение молибденовая смазка получила в 1935 году. Качество продукта было, конечно, намного ниже, того, что предлагают современные производители. В составе смазки присутствовали абразивные частицы кварцита, которые вызывали механический износ деталей. В начале 40-х годов прошлого столетия инженерам удалось решить эту проблему.

Прогресс не стоит на месте. Сегодня использование молибденовой смазки в двигателях может обернуться проблемой. Чтобы понять «откуда растут ноги» данной проблемы, придется еще раз вернуться к составу смазочного вещества.

Дисульфид молибденовые смазки являются не химическим раствором, а смесью. То есть в жидкой составляющей имеется взвесь частиц ди сульфида. В процессе работы двигателя эта твердая фракция попадает туда, где ее присутствие приводит к проблемам. Например, на поршневые кольца и канавки.

Под действием экстремально высоких температур твердая фракция вызывает закоксовку поршневых колец. Они попросту «залегают». В результате такого нарушения раскаленные газы из камеры сгорания прорываются в картер, окисляют моторное масло. Это ускоряет процесс отложения кокса.

Другая проблема использования молибденовой смазки в современных двигателях связана с моющими присадками. Щелочные растворы и кальций вступают в реакцию с молибденом, до того как он успеет образовать защитную пленку на поверхности деталей. Весь положительный эффект пропадает. Но это еще не все.

В результате подобной реакции образуется достаточно большие по размеру молекулы. Они оседают на масляном фильтре, ускоряя его загрязнение. То есть, добавляя в моторное масло присадку на основе молибдена, вы запускаете цепную реакцию:

  • моющие присадки расходуются на реакцию с молибденовой смазкой;
  • продуктами этих реакций засоряется масляный фильтр;
  • ускоряется общее загрязнение системы смазки двигателя.

Также следует учитывать, что молибденовые присадки активно взаимодействуют с кислородом и водой. Если данные компоненты попадут в смазку, дисульфид распадается с образованием серной кислоты и твердых частиц окиси молибдена. Кислота разъедает сталь, а абразивная оксидная фракция еще более увеличивает износ.

По этой причине, даже если производитель автомобиля не запрещает использование молибденовой смазки в автомобиле, возможны негативные последствия. Достаточно поездить с неисправной системой смазки, в которую поступает воздух или влага. Сколько стоит ремонт двигателя, думаем, представляют себе все автолюбители.

Молибденовая смазка для дроссельной заслонки

Одна из деталей, для которой применение молибденовой смазки приносит только плюсы – это дроссельная заслонка. Эта деталь регулирует степень обогащения топливной смеси. В результате эксплуатации на ее поверхности скапливаются отложения продуктов сгорания топлива, она получает механические повреждения.

Молибденовая смазка для дроссельной заслонки позволяет снизить фрикционное воздействие, повысить герметичность. Применение этого смазочного материала придает плавный ход механизму. Кроме того, обеспечивается защита от коррозии, низкая вероятность заклинивание заслонки.

Применение дисульфид молибденовой смазки для ступичного подшипника

Специалисты единодушны во мнении, что решение купить молибденовую смазку для обслуживания подшипника ступицы – отличный, выгодный вариант.

Этот смазочный материал обладает рядом свойств, которые делают его идеальным для такого применения:

  1. ресурс – около 100 тысяч км пробега, что соответствует аналогичному параметру подшипника. Достаточно заложить смазку один раз на весь период эксплуатации;
  2. смазка отлично защищает от коррозии. Пленка на поверхности деталей препятствует контакту металла с окислителями;
  3. отличные показатели механической прочности и снижения сил трения.

Следует только следить, чтобы корпус ступичного подшипника был герметичен. Если в молибденовую смазку попадет влага, придется ее заменить. Чем чревато попадание воды в этот смазочный материал, мы уже рассмотрели выше.

Подробнее о том, как использовать восстанавливающую смазку в ступичных подшипниках, можно прочитать в нашей статье: "Гудит подшипник ступицы"

"...При эксплуатации автомобиля важно следить за его техническим состоянием. Никаких посторонних звуков при движении не должно быть. Например, если гудит подшипник ступицы, это сигнал, что нужен ремонт, точнее – замена. Стандартный срок службы детали – около 100 тысяч километров пробега, но в Европе. Нашим автолюбителям необходимо делать поправку на состояние дорог. Понятно, что в сторону уменьшения ресурса..."

Читать статью...

Какую молибденовую смазку лучше купить

Не откроем ничего нового, если скажем, что оптимальными параметрами обладают товары из средней ценовой категории или чуть дороже. На российском рынке в магазинах представлены продукты импортного производства по высокой цене и более доступные отечественные разработки.

На наш взгляд оптимальным соотношением цены к качеству обладает Антикоррозийная проникающая мультисмазка 4 в 1 от фирмы Suprotec из Петербурга. Независимое тестирование этих восстанавливающих, триботехнических консистентных составов показало, что по многим эксплуатационным параметрам они превосходят зарубежные аналоги.

Комментарии к статье
Добавить комментарий
Павел
2024-09-04 15:00:23
Здравствуйте! Какая смазка лучше всего подойдёт для смазки винтового запорного механизма лючка автоклава? И в этом отношении интерсно сравнение со смазками на основе сульфаната кальция. Работает при температурах до +136 градусов Цельсия. И где в Ташкенте можно приобрести эти масла?
Моя оценка статьи:
Специалист СУПРОТЕК:
Виктор
2023-05-01 11:54:28
Статья пустышка. Такие рукавадители за 12лет нихрена для двс не создали. Поэтому всё западное покупаем и делаем вид что поумнеть... с такими рукавадилами никуда не доедем. Должность есть, а самом проблемы...
Моя оценка статьи:
Специалист СУПРОТЕК:
Mike
2021-11-17 16:42:45
А как такая смазка будет работать между алюминием и хромолью?
Моя оценка статьи:
Специалист СУПРОТЕК:
Александр
2020-08-05 17:14:10
Вот только категорически запрещено применять где есть бронзовые и латунные части. Молибден активно вступает с ними в реакцию и разрушает.
Моя оценка статьи:
Специалист СУПРОТЕК:
Непер
2019-03-10 12:48:06
Обкатывал движок с молибденовой присадкой в 1993 году. Тогда это было новинкой, вобщем результат понравился.
Моя оценка статьи:
ттм
2019-02-28 13:52:06
что за свойство может иметь пленка в три атома толщиной?,,за счёт слабости атома серы ,сцепление -трение меньше..,.это, что за показатели такие смешные,при автомобильных нагрузках,кто и для кого это пишет?
Моя оценка статьи:
Никита
2019-01-24 15:14:52
молибден в двигатель не стоит, это верно - не доверяю я этому
Моя оценка статьи:
Марк
2019-01-22 17:09:07
Молибденовая смазка хорошо может помочь для ступиц уаза. Даже когда гудит подшипник она справится с делом
Моя оценка статьи: