Автомобильные статьи

Ступичный подшипник. Виды, причины поломки, проблемы, ремонт

Ступичный подшипник. Виды, причины поломки, проблемы, ремонт
Гул, хруст, скрежет или другие шумы в районе колеса указывают о неисправности одной из основных деталей ходовой части автомобиля – подшипника ступицы. Этот узел подвески колёс в виде подшипника качения определённой конструкции обеспечивает соединение, центровку и беспрепятственное вращение колеса авто на оси.

Товар по теме:

cgsi_614b652e48437bdd88db7c6dfb2b50cb.img

Подшипник ступицы выполняет ряд функций:

  • обеспечивает возможность вращения ступицы на цапфе с минимальной силой трения;
  • механически соединяет ступицу с осью или поворотным кулаком;
  • центрует ступицу на оси;
  • распределяет радиальные и поперечные силы и моменты, которые передаются от колеса на ось или подвеску авто, и в обратном направлении;
  • разгружает полуось, т.е. колесо удерживается не на полуоси, а имеет опору в виде поворотного кулака, цапфы или балки моста в зависимости от конструктивных особенностей конкретной марки автомобиля.

подшипник 2

Подшипники ступицы применяются для монтирования колёс практически на всех видах колёсного транспорта: легковых автомобилях и грузовиках, автобусах, тракторах, транспортных средствах, имеющих электромеханическую трансмиссию. Очевидно, что ступичный подшипник имеет большое значение, поэтому в случае возникновения неисправности, подлежит замене. Причём замена ступичного подшипника сопряжена с некоторыми трудностями и необходимостью иметь специальный съёмник. Поэтому специалисты советуют делать это в условиях профессиональной СТО.

Виды и конструкция подшипников ступицы

В общем случае принцип конструкции подшипников ступицы прост. Конструктивно они состоят из двух колец – снаружи и внутри. Между этими кольцами находятся тела качения, которые заключены в сепаратор, представляющий собой металлическую или пластиковую сетку, предназначенную для правильного их расположения. Внутреннее пространство подшипника заполнено консистентной смазкой, а для исключения её утечки имеются специальные крышки, которые закрывают щели между кольцами.

Какие бывают ступичные подшипники?

Различают шариковые и роликовые подшипники. В первых вращение происходит на стальных шариках, а во вторых – на роликах конической формы.

Впервые подшипники ступицы стали использовались ещё в подвеске карет. С тех пор по мере роста скоростей и нагрузок эта деталь не раз конструктивно усовершенствовалась, становилась более надёжной, с продолжительным рабочим ресурсом. В настоящее время различают четыре поколения подшипников, которые можно встретить в конструкции ходовой части автомобилей.

Первое поколение – однорядные подшипники. Особенностью их конструкции являются довольно большие расстояния между центрами приложения нагрузок. Этот вид подшипников вызывает некоторые неудобства, к примеру, при их установке. Примерно с середины прошлого столетия стали выпускаться двухрядные радиально-упорные шариковые и роликовые конические – HUB-I, представляющие собой цельный узел.

подшипник 3

Дальнейшее развития этой детали привело к выпуску подшипников серии HUB-II, которые отличаются от предыдущего поколения наличием специального фланца на внешнем кольце. Они используются в качестве задних и передних ступичных подшипников на неведущих осях авто. Ступичные узлы HUB-III получили фланцы как на внешних, так и внутренних кольцах, а также отдельное внутреннее кольцо, благодаря чему несущая нагрузка максимально эффективно распределена.

Основные причины появления неисправностей ступичного подшипника следующие:

  • ошибки и погрешности при непрофессиональной установке;
  • постоянная езда по проблемным дорогам;
  • недостаток смазки или её засорение;
  • использования подшипника низкого качества;
  • перегрузка автомобиля.

Виды неисправностей

Специфика функционирования подшипника ступицы заключается в том, что, если его работа проходит в идеально созданных условиях, то он может служить очень долго. К сожалению, идеальных условий на практике не бывает, поэтому рано или поздно возникает небольшой гул или посторонний шум со стороны колеса, который со временем нарастает и, если не принимать соответствующих мер, может привести к очень серьёзным последствиям.

Основные виды неисправностей, которые чаще всего возникают у ступичных подшипников следующие.

Разрушение поверхности, которое вызвано усталостью материала

Дефекты поверхностей этого типа развиваются очень медленно, постепенно и зачастую незаметно. Начинается разрушение с покрытия в некоторых местах металлических поверхностей патиной. Затем возникают расслоения, сколы, небольшие трещинки. Подшипник начинает издавать типичный шум, сопровождаемый нагревом всего узла вращения выше нормы. Главной причиной этой неисправности является использование некачественной смазки. Способствуют также появлению усталостных изменений работа подшипника с большими перегрузками или появление загрязнений внутренней поверхности.

подшипник 4

подшипник 5

Выкрашивание поверхности

Этот довольно распространённый вид дефекта имеет туже природу, что и усталостные изменения, но происходит он быстрее и с более очевидными симптомами. На опоре возникают трещины довольно большой глубины, отслоения, выпадения целых металлических участков. Неисправность также обычно сопровождается довольно сильным гулом при вращении колеса и высокой температурой ступичного узла при движении на скорости. Выкрашивание и появление трещин зачастую происходят из-за неправильной посадки подшипника, его перекосом в месте посадки, неправильной затяжки.

cgsi_74652afa1d56f318f525aa58b59e858f.img

Абразивный износ

Весьма распространённые дефекты, заключающиеся в нарушениях целостности трущихся поверхностей вследствие попадания внутрь подшипника грязи и пыли. Это может происходить, если используется грязная смазка или имеются нарушения герметичности уплотнения.

подшипник 7

Атмосферная коррозия

Причиной этого вида неисправности может быть влага, попадающая в подшипник из атмосферы в виде дождя или снега. Вода разрушает смазочную плёнку, постепенно окисляя поверхности и разрушая их.

подшипник 8

Фреттинг-коррозия

Причинами фреттинга являются нагрузки, возникающие в местах плотного сопряжения детали. Опасность этого дефекта заключается в том, что посадка ступичного подшипника может ослабиться со всеми вытекающими негативными последствиями.

подшипник 9

Блиннелирование

Вид коррозии, получивший название блиннелирование, выражается в появлении выемок, которые связаны с серьёзными пластическими деформациями металлических поверхностей. Причинами возникновения этого дефекта, как правило, становится неправильная посадка подшипника, применение для этого ударов, падение подшипника на твёрдую поверхность.

cgsi_274c7356662b18c0c65e5f08ee9b8f30.img

Задиры поверхностей

Этот вид дефектов выражается в возникновении глубоких борозд, появляющихся на поверхности дорожек качения вследствие глубокого абразивного износа. При этом в отличие от дефектов от простого износа, которые появляется из-за попадания мельчайших абразивных частиц, задиры возникают вследствие попадания внутрь подшипника крупных твёрдых частиц, таких как, например, камешки.

подшипник 11

Перегрев

Зачастую неисправности ступичного подшипника возникают в случаях его перегрева, причинами которого могут быть отсутствие или недостаток смазки, её загрязнение, нарушенный контакт наружного кольца и вала.

подшипник 12

Если вести речь о конкретных моделях автомобилей, то зачастую возникает необходимость в замене и или ремонте ступичного подшипника ВАЗ моделей 2107, 2110, 2111, 2112 особенно в случаях, когда машина эксплуатируется в сельской местности или используется для выездов на охоту или рыбалку. Особенно актуально это для ступичных подшипников НИВА.

подшипник 13

Сегодня на модели зарубежных автопроизводителей выпускаются узлы повышенной устойчивости к нагрузкам. При этом статистика показывает, что, например, для ступичных подшипников Ниссан губительными оказываются боковые удары в колесо. При них на подшипник действует изгибающая нагрузка, после которой возникает характерный гул. Проблемы возникают со ступичными подшипниками Форд Фокус II. В этих автомобилях их ресурс составляет не более 60 тыс. километров, поэтому эта деталь вообще считается расходным материалом. В третьем поколении Фокусов этот узел доработан и его ресурс стал больше, правда, всё равно он не превышает 100 тыс. километров. Специалисты отмечают сравнительно быстрый выход из строя ступичных подшипников Рено Дастер и других моделей авто с задними дисковыми тормозами. Дело в том, что при малейших проблемах с функционорованием тормозных суппортов задние ступичные подшипники в таких моделях авто зачастую перегреваются и расплавляют смазку.

подшипник 14

Риск преждевременного выхода из строя ступичного подшипника резко повышается при езде по глубоким лужам или бородам. Сильно нагружает ступичный подшипник нестандартный вылет дисков. Проблемы для этого узла создают диски большего диаметра, которые увеличивают вес колёс, а, следовательно, и нагрузку на подшипники. Разрушительными для них также являются выбоины, глубокие ямы, переезд бордюров, постоянная высокоскоростная езда. Наконец, повредить этот узел буквально за считанные тысячи километров могут несбалансированные колёса.

Как продлить «жизнь» ступичному подшипнику? Этот вопрос часто задают владельцы современных авто, ведь узел не из дешёвых. Причём снятие и установка нового подшипника во многих моделях автомобилей является достаточно сложным процессом. Более того, существуют модели автомобилей, в которых задний ступичный подшипник вообще интегрирован в тормозной диск, что ещё более усложняет ремонт и делает его дорогостоящим.

подшипник 15

Вывод простой. Пролить «жизнь» ступичных подшипников можно аккуратной ездой в идеальных условиях, а если проблемы уже диагностированы, то в зависимости от их серьёзности существует два пути решения. Первый – это замена переднего или заднего ступичного подшипника, а второй – использование универсальной восстанавливающей литиевой пластической смазки «Универсал-М» производства Супротек, содержащей композицию природных минералов.

Неисправность Как проявляется Причина Как исправить

Подшипник,

метал ступицы

крошится или

раскрошился

Сильный гул, трещины и кусочки метала в смазке ошибки и погрешности при непрофессиональной установке; Заменить поврежденные части узла, использовать смазку Универсал-М

Абразивный

износ

Грязь, песок, вода в ступице и узлах не герметичность узла и постоянная езда по проблемным дорогам; Заменить узел

Повышенные

зазоры в

подшипнике

Шумит подшипник недостаток смазки или её низкое качество; Пересобрать узел, забить смазкой Универсал-М или добавить триботехнический концентрат
Перегрев Гул и шум при длительной поездке Отсутствие или недостаток смазки, её загрязнение, нарушенный контакт наружного кольца и вала Добавить триботехнический концентрат Супротек в текущую смазку

подшипник 16

Уникальность этого средства заключается в том, что оно способно не только защитить поверхности трения от износа, но и восстановить их. Использование этого средства позволяет избежать внеплановой замены переднего или заднего ступичного подшипника, снизить скорость процессов износа, устранить гул и другие посторонние шумы. Практика показывает, что применение этой смазки позволяет продлить рабочий ресурс подшипников в разы.

Комментарии к статье
Добавить комментарий