Автомобильные статьи

Литиевые смазки. Применение

Литиевые смазки
Литиевые смазки составляют более 70% от всех выпускаемых в мире пластичных густых горюче-смазочных материалов различного назначения. Это обусловлено рядом преимуществ как в процессе эксплуатации техники и оснащения, в техобслуживании которых применяют литиевые смазки, так и при производстве данного вида ГСМ.

Товар по теме:

  • Пластичная противозадирная водостойкая синяя смазка «Экстрим EP 2 М220»

    Универсальная противозадирная смазка широкого спектра применения. Смазка разработана как аналог литиевых смазок «Литол», «Литол 24», но превосходит их водостойкостью, механической стабильностью, лучше удерживается в узлах трения. Смазка предназначена для использования в среднескоростных подшипниках качения в ходовой части автомобилей, шарнирах и шкворнях тяжелой техники, редукторах и узлах бытового инструмента, при обслуживании промышленного оборудования и системах АЦС.

Почему смазки литиевые?

Название «литиевые» часто вводит в заблуждение рядовых пользователей густых смазок, создавая иллюзию, что именно литий принимает непосредственное участие в обеспечении антифрикционных и прочих защитных свойств смазочного материала. Однако этот металл имеет опосредованное влияние, а в названии литиевой группы смазок оказался по иной причине.

Густые пластичные смазочные материалы изготавливают на основе масляной базы с применением загустителей и присадок, повышающих определенные эксплуатационные показатели смазки. Присадки позволяют добиться определенных показателей антизадирных, антиокислительных, антифрикционных и прочих характеристик, включая морозо- и влагостойкость.

В качестве масляной основы используют нефтяное (минеральное), синтетическое, эфирное, полиальфаолефиновое (ПАО) и другие виды масел, включая даже растительное, например, рапсовое.

Для сгущения масляной основы используют омыленные жирные кислоты (мыло). Процесс омыления масла, чаще всего касторового, происходит под воздействием гидроксидов щелочных металлов (кальций, литий, натрий и др.).

Именно от того, гидроксид какого щелочного металла был использован для омыления масла при производстве загустителя, зависит название готовой пластичной смазки и ее эксплуатационные характеристики.

При производстве литиевых смазок на основе нефтяных минеральных, синтетических или иных масел используют литиевое мыло, а именно 12-Оксистеарат лития.

thumb_литиевые 1

Преимущества смазок на основе литиевого загустителя

Литиевые смазки отличаются рядом технико-эксплуатационных преимуществ в сравнении с другими видами густых ГСМ, таких как кальциевые, алюминиевые или натриевые. Однако применение тех или иных видов смазок во многом зависит от условий эксплуатации автомобильной и тяжелой спецтехники, а также промышленного оборудования.

Основные преимущества литиевых смазок

  • Термостойкость. Литиевые смазки сохраняют свои ключевые технико-эксплуатационные характеристики, в т.ч. антифрикционные и другие защитные свойства в широком температурном диапазоне – от -40 до +250°С.
    Это позволяет использовать их в разнообразных условиях, включая морозный климат крайнего севера России, а также работу в жарком климате или в горячих цехах.
  • Влагостойкость. Литиевые смазки не взаимодействуют с водой, что обеспечивает надежную защиту узлов трения от коррозионного разрушения и износа. Благодаря этому такие смазочные материалы применяют в строительной спецтехнике, которая эксплуатируется в условиях высокой влажности.
  • Высокая механическая прочность. Смазки с литиевым мылом отличаются хорошей достаточно высокой несущей способностью, что позволяет им выдерживать экстремальные нагрузки и при этом сохранять изначальную органолептику и стабильность фракции. Это делает их незаменимыми для смазки подшипников и прочих рабочих узлов, которые работают в тяжелых условиях в мощной спецтехнике и промышленном оборудовании.
  • Устойчивость к окислению. Литиевые смазки довольно устойчивы к окислительным процессам, что продлевает срок их службы и межсервисный период, а значит, сокращает общепроизводственные издержки на ремонт и техническое обслуживание техники.
  • Хорошая адгезия. Литиевые смазки хорошо прилипают к поверхности трущихся деталей, что обеспечивает равномерное распределение смазки по всей поверхности узла трения. Кроме того, такие высокие адгезионные характеристики позволяют обеспечить стабильный слой смазки на высоконагруженных деталях даже при самых интенсивных режимах работы.

thumb_литиевые 2

Сравнение литиевых смазок с другими видами пластичных смазок

Свойства Литиевые Кальциевые Натриевые Алюминиевые
Термостойкость, °С +120 +100 +80 +60
Морозостойкость, °С -40 -30 -20 -10
Водостойкость Высокая Низкая Низкая Низкая
Механическая стабильность Высокая Средняя Низкая Низкая
Устойчивость к окислению Высокая Средняя Низкая Низкая
Адгезия Хорошая Средняя Плохая Плохая

Как видно из таблицы, литиевые смазки обладают более высокими эксплуатационными характеристиками, чем другие виды пластичных густых смазок. Поэтому они являются более предпочтительными при выборе смазки для узлов трения, работающих в различных условиях.

thumb_литиевые 3

Классификация

Литиевые смазки классифицируют по типу их масляной основы на пять наиболее распространенных видов.

  • Минеральные – это наиболее распространенный вид литиевых смазок на основе нефтяных масел, которые обладают сравнительно низкой стоимостью и хорошей смазывающей способностью.
    Минеральные смазочные материалы с литиевым загустителем термо- и влагостойкие, а также отличаются хорошей несущей способностью (механической стабильностью). Их применяют в широком температурном диапазоне (от -40 до +120°С).
  • Синтетические смазки производят на основе синтетических масел, которые обладают более высокими эксплуатационными характеристиками, чем минеральные, но более высокой стоимостью.
    Синтетические смазки с литиевым загустителем обладают повышенной термо- и влагостойкостью, механической стабильностью и устойчивостью к окислению. Они применяются в более тяжелых условиях эксплуатации, чем минеральные ГСМ.
  • Комплексные смазки изготавливают на основе комбинации минеральных и синтетических масел. Они обладают свойствами, средними между минеральными и синтетическими литиевыми смазками.
    Комплексные литиевые смазки являются более экономичными, чем синтетические, и обладают более высокими эксплуатационными характеристиками, чем минеральные.
  • Эфирные литиевые ГСМ производят на основе эфирных масел, которые обладают высокой водо- и термостойкостью. Эфирные пластичные литиевые смазочные материалы применяют в условиях высоких температур и влажности.
    ПАО литиевые смазки изготавливаются на основе ПАО-масел (полиальфаолефины), которые обладают стойкостью к воздействию высоких температур и влажности, а также устойчивостью к окислению. Однако ПАО – достаточно дорогостоящая основа для смазок.
    ПАО-смазки применяют в тяжелых условиях эксплуатации, таких как высокие температуры, влажность и агрессивные среды.

Сравнение ключевых эксплуатационных свойств литиевых смазок относительно типа их масляной основы.

Свойство Минеральные Синтетические Комплексные Эфирные ПАО
Термостойкость, °C -40 +150 -40 +200 +230
Морозостойкость, °С -40 -40 -40 -50 -60
Водостойкость Хорошая Отличная Хорошая Отличная Отличная
Несущая способность Хорошая Отличная Хорошая Отличная Отличная
Устойчивость к окислению Хорошая Отличная Хорошая Отличная Отличная
Стоимость Низкая Высокая Средняя Высокая Высокая
Область применения Широкая Тяжелые условия Широкая Тяжелые условия Тяжелые условия

При выборе литиевой смазки необходимо учитывать условия эксплуатации и требуемые эксплуатационные характеристики.

thumb_литиевые 4

Назначение и применение

Литиевые смазки применяют для антифрикционной и антиокислительной защиты различных узлов трения, работающих как в нормальных, так и в экстремально тяжелых эксплуатационных условиях. Их широко используют в различных отраслях промышленности, включая автомобилестроение, машиностроение, сельское хозяйство, строительство и энергетику.

  • Подшипники. Литиевые смазки – это наиболее распространенный вид ГСМ для подшипниковых узлов. Они обеспечивают надежную их защиту от износа и коррозии в широком температурном диапазоне, в т.ч. и в процессе эксплуатации при экстремальных нагрузках.
  • Шарниры. Литиевые смазки подходят для смазывания всевозможных шарниров, в т.ч. рулевые и опорные в экскаваторах, погрузчиках, кранах и прочей спецтехнике, а также шаровых опор и амортизаторов. Литиевые пластичные смазки обеспечивают плавность хода и снижают износ шарниров.
  • Цепи. Литиевые смазочные материалы на любой из масляных основ используют для смазки приводных цепей и цепных передач. Они предотвращают износ и коррозию цепей, а также обеспечивают их плавный ход.
  • Валы. Густые смазки на основе литиевого мыла широко используют для смазывания различных валов, работающих в широком диапазоне эксплуатационных условий. Они обеспечивают достаточно высокую антифрикционную и антикоррозионную защиту валов как спецтехники, так и промышленного оборудования.
  • Шлицы. Литиевыми пластичными смазками смазывают шлицы, такие как шлицевые валы и другие соединения. Они позволяют добиться достаточно плавного хода шлицев и снижают их износ.
  • Редукторы. Литиевые смазки обеспечивают надежную работу редукторов, в т.ч. коробки передач и раздаточные коробки, а также снижают износ деталей редукторных узлов.
  • Передачи. Литиевые пластичные смазки отлично подходят для антифрикционной защиты зубчатых и червячных передач. Они обеспечивают плавный ход и существенно снижают износ их деталей.

  • Пластичная противозадирная водостойкая синяя смазка «Экстрим EP 2 М220»

    Универсальная противозадирная смазка широкого спектра применения. Смазка разработана как аналог литиевых смазок «Литол», «Литол 24», но превосходит их водостойкостью, механической стабильностью, лучше удерживается в узлах трения. Смазка предназначена для использования в среднескоростных подшипниках качения в ходовой части автомобилей, шарнирах и шкворнях тяжелой техники, редукторах и узлах бытового инструмента, при обслуживании промышленного оборудования и системах АЦС.

Литиевые смазки – универсальные и эффективные пластичные смазочные материалы, которые можно использовать в различных отраслях промышленности. Они обладают рядом преимуществ перед иными видами густых смазок, что делает их предпочтительными при выборе смазки для антифрикционной и антиокислительной защиты узлов трения, работающих в различных условиях.

Литиевые смазки СУПРОТЕК

Российская производственная компания СУПРОТЕК – один из лидеров на отечественном рынке автохимии и горюче-смазочных материалов, разработанных и произведенных по передовым мировым технологиям и в соответствии с современными требованиями автомобильной техники и промышленного оборудования.

В линейки торговой марки СУПРОТЕК представлены два флагманских вида пластичных смазок на литиевой основе, разработанных специально для экстремальных условий эксплуатации строительной спецтехники, сельхозтехники и промышленных технологических линий.

  • Хот СВТ-2 – высокотемпературная литиевая пластичная смазка, обладающая повышенной устойчивостью к экстремально высоким нагрузкам, воздействующим на узел при температуре до +220°С. При этом Хот СВТ-2 обладает и достаточной морозостойкостью (до -20°С).
    Немаловажное преимущество – хорошая влагостойкость. Как и все литиевые густые смазки, Хот СВТ-2 хорошо работает в условиях повышенной влажности, будь то спецтехника или гидротехническое оборудование. Литиевую смазку СУПРОТЕК Хот СВТ-2 широко используют для антифрикционной и антиокислительной защиты подшипников скольжения и качения, а также пальцев и втулок крепления стрел и ковшей экскаваторов и погрузчиков. Хот СВТ-2 также используют для смазки насосов, электродвигателей, вентиляторов, ходовых частей вагонеток, приводов и прочего подобного оборудования. Кроме того, такой смазочный материал ввиду своей отличной термостойкости хорошо подходит для смазывания шарнирных, подшипниковых и других узлов трения в промышленном оборудовании горячих цехов.
  • Экстрим EP-2 M220 – комбинированная литиево-кальциевая противозадирная смазка, отличающаяся повышенной стойкостью к высокому давлению. Маркировка EP буквально на английском языке (extreme pressure) означает «экстремальное давление», что говорит о назначении смазки. При этом диапазон рабочих температур составляет от -30 до +170°С.
    Смазка Экстрим EP-2 M220 подходит для смазывания ходовой части, шарнирных и подшипниковых узлов, шкворней, редукторов как легковых, так и грузовых автомобилей, сельскохозяйственной и строительной спецтехники. Кроме того, Экстрим EP-2 M220 подходит для электроинструмента, дерево- и металлообрабатывающих станков, электромоторов, генераторов, шпинделей, вентиляторов и прочего механического оснащения.

  • Пластичная противозадирная водостойкая синяя смазка «Экстрим EP 2 М220»

    Универсальная противозадирная смазка широкого спектра применения. Смазка разработана как аналог литиевых смазок «Литол», «Литол 24», но превосходит их водостойкостью, механической стабильностью, лучше удерживается в узлах трения. Смазка предназначена для использования в среднескоростных подшипниках качения в ходовой части автомобилей, шарнирах и шкворнях тяжелой техники, редукторах и узлах бытового инструмента, при обслуживании промышленного оборудования и системах АЦС.

Комментарии к статье
Добавить комментарий