Товар по теме:
Для увеличения ресурса и восстановления от износа подшипников качения, ШРУСов и других узлов.
Для увеличения ресурса и восстановления от износа подшипников качения, ШРУСов и других узлов.
Автолюбители используют множество видов смазочных материалов. Некоторые средства давно устарели и забыты, но литиевая смазка пользуется популярностью по сей день. Около 70% консистентных смазок, которые продаются в мире относятся к литолам. Даже всем известный солидол распространен сегодня значительно меньше.
Литолы относятся к типу консистентных смазочных материалов, и известны с 40-х годов прошлого века. Широкое распространение смазка на литиевой основе получила примерно через 30 лет после изобретения. Изготавливается этот продукт путем смешивания жидкого минерального или синтетического масла с литиевым мылом стеариновой кислоты.
Литол представляет собой однородную мягкую маслянистую массу. Цвет универсальной литиевой смазки варьирует от светло-желтого до вишневого или шоколадного. Различие тона допускается по технологии: рабочие характеристики не зависят от окраски. Два компонента обеспечивают полезные свойства: масло создает защитную пленку на поверхностях пар трения, а мыло не дает смазывающему составу вытекать их рабочей полости.
Смазка на литиевой основе – это вещество, которое в физике называется аномальной жидкостью. Пока нет механического воздействия, литол не течет, это твердое тело. В момент приложения силы материал становится текучим, это уже жидкость. Как только перестает действовать деформирующая сила, состав вновь приобретает признаки твердого тела.
Литолы обладают водоотталкивающими свойствами, хорошо защищают от коррозии и механического износа при трении. Пластичные литиевые смазки сохраняют рабочие свойства при температурах от -50 до +100 °C (для марки «Литол-24» температурный порог еще выше – до +120 °C). Главное преимущество данного состава – высокая механическая стабильность. Продукт разрешен к применению в узлах, работающих под тяжелыми нагрузками.
Несмотря на солидный возраст (литол изобретен почти полвека назад), этот состав активно выпускается производителями смазочных материалов. На российском рынке можно встретить множество марок.
МАРКИ ЛИТИЕВЫХ СМАЗОК | |
НАЗВАНИЕ | ПРИМЕНЕНИЕ |
Литол-24 | Благодаря отличным эксплуатационным свойствам этот продукт называют универсальной литиевой смазкой. Его можно использовать вместо любого другого состава подобного типа. Эта мазь бордового или коричневого цвета пользуется наибольшей популярностью среди российских автолюбителей. |
№ 158 | Литиевая смазка для подшипников. Состав синего цвета содержит противоокислительную и противоизносную присадки. Закладывается в игольчатые подшипники карданного вала. Можно заменить «Литолом 24», но он имеет вдвое меньший ресурс. При эксплуатации в сильные морозы значительно повышается вязкость. Это единственное ограничение. |
Фиол-3 | Этот продукт зеленого цвета по составу очень близок к «Литолу 24», поэтому можно смазки перемешивать. |
Фиол-1 | Имеет очень мягкую консистенцию. Похож на «Литол 24», но обладает меньшей вязкостью и механической прочностью. Главное достоинство – сохраняет рабочие свойства при низких температурах. |
Фиол-2 | По эксплуатационным параметрам занимает промежуточную позицию между Фиолом-1 и Фиолом-3. |
Фиол-2М | Мазь серебристо-черного цвета. Содержит наполнитель – дисульфид молибдена и адгезионную присадку. |
ЛСЦ-15 | Несменяемая смазка на литиевой основе, содержащая антиокислительную присадку. Отлично подходит для консервации механизмов. Разрешено смешивать с «Литолом 24» и фиолами. |
ЦИАТИМ-201 | Состав желтого или светло-коричневого цвета. Долгие годы оставалась в СССР главной смазкой для регионов с низкой температурой. Основная сфера применения – узлы с небольшой нагрузкой. |
ЛЗ-31 | Стабильная литиевая смазка для подшипников. Закладывается в подшипник сцепления некоторых моделей. От других литолов отличается слабой водостойкостью, так как изготавливается с применением сложных эфиров, а не нефтяных масел. |
Расскажем о сфере применения литолов на примере наиболее распространенного продукта данного типа – «Литол 24». Этот состав можно встретить практически в любом автосервисе или гараже. Где он используется? Разберемся.
Чаще всего в автомобилях литиевая смазка используется для подшипников. Эти детали есть почти во всех узлах, где выполняется механическая работа. Например, «Литолом 24» смазывают подшипник водяного насоса, пыльники переднеприводных авто. В машинах с приводом на задний мост этот состав закладывают в крестовину кардана.
Густая консистенция смазки на литиевой основе позволяет почти полностью устранить вибрацию в парах трения. Для узлов, работающих в условиях тяжелых нагрузок, это означает снижение износа. Пластичная смазка не вытекает из рабочей полости, обеспечивая защиту не только от трения, но и от воздействия неблагоприятных факторов.
Часто универсальную литиевую смазку применяют в резьбовых и шарнирных соединениях. Резьба, смазанная этим составом, не ржавеет со временем, даже если на нее попадают брызги из луж или конденсат. Это упрощает работу слесарям, когда нужно снять деталь, зафиксированную резьбовым соединением.
Для увеличения ресурса и восстановления изношенных подшипников качения, ШРУСов и других узлов.
Литолы обладают большой механической, химической и температурной стабильностью. Срок службы часто превосходит время выработки ресурса для узлов, в которые закладывается этот смазочный состав. Тем не менее, следует следить за состоянием литиевой смазки, чтобы при необходимости заменить.
Иногда требуется дополнить объем смазочного состава. Например, если превышен порог температуры каплеобразования, смазка на литиевой основе плавится и превращается в жидкость. Смазывающее вещество просто вытекает из подшипника. В этом случае узел быстро изнашивается и может разрушиться. Необходимо срочно заложить состав в подшипник.
В каких случаях требуется менять литол? Это может быть связано как с потерей или ухудшением эксплуатационных свойств смазки на литиевой основе, так и с попаданием посторонних включений. Например, в подшипник может попасть грязь или продукты разрушения других деталей.
Чтобы заложить в подшипник новую литиевую пластичную смазку, нужно удалить отработанное вещество. Следует помнить, что некоторые смазывающие вещества смыть с поверхности детали практически невозможно, а их перемешивание с литолами существенно снижает рабочие характеристики продукта. Например, противопоказано смешивать литол со смазками на основе силикона.
Прогресс не стоит на месте. Производители постоянно разрабатывают новые масла и смазочные составы. Более совершенные двигатели, трансмиссия и другие узлы требуют все более качественных технических жидкостей. Литолам тоже досталось внимание разработчиков автохимии.
Сегодня производители предлагают специальные средства, которые улучшают эксплуатационные параметры смазочных продуктов. На российском рынке можно встретить большое количество присадок и добавок для пластичных смазок и масел.
Отлично зарекомендовала себя продукция отечественного разработчика Suprotec. Российская фирма предлагает триботехнический концентрат для добавления в пластичные литиевые смазки. Этот состав можно использовать как профилактическое средство, помогающее продлить моторесурс любого подшипника или другого узла, в который закладывается густое смазывающее средство.
Для увеличения ресурса и восстановления от износа подшипников качения, ШРУСов и других узлов.
Если литиевая смазка имеет нормальный внешний вид, но работа подшипника имеет небольшое отклонение, можно исправить положение с помощью «Супротека». Концентрат следует ввести прямо в смазку из расчета 1:10. По возможности перемешайте две субстанции. Можно просто проехать некоторое расстояние, не нагружая деталь, пока состав не перемешается со смазкой.
Если литол визуально имеет отклонения от нормы, лучше удалить его полностью. Тщательно перемешайте смазку с концентратом и введите в рабочую полость.