Автомобильные статьи

Пластичная водостойкая смазка

Пластичная водостойкая смазка
В условиях повышенной влажности и активного воздействия жидкой воды необходимо использовать исключительно водостойкие смазки, устойчивые к смыванию, снижению вязкости, образованию эмульсии и прочим негативным последствиям контакта ГСМ с водой в любом ее агрегатном состоянии.

Товар по теме:

Водостойкие пластичные смазки широко используют для смазывания деталей и подшипников лодочных моторов, скутеров, мотопомп и другой техники, которая находится в непосредственном контакте с влажной средой, будь то водоемы, осадки, паводки или техническая вода. Кроме того, водостойкие смазки подходят для обработки деталей снегоходов и механизмов, эксплуатируемых в крайне влажном микроклимате, в т.ч. в парниках и теплицах.

водостойкая смазка в механизмах

Что такое водостойкая смазка и ее особенности?

Основное отличие водостойких смазочных материалов от обычных – стойкость к эмульгированию при контакте с водой. Эмульсия не может выполнять тех функций, которые возложены на консистентную пластичную смазку. Она слишком жидкая, чтобы удерживаться на поверхности деталей и не может обеспечить хорошую антикоррозионную, противозадирную и антифрикционную защиту.

Практически все горюче-смазочные материалы представляют собой маслянистые вещества той или иной консистенции. По своей природе такие масла не могут смешиваться с водой и логично предположить, что они все должны быть водостойкими. Однако вопрос стойкости к воздействию влаги не стоит в плоскости растворения смазки в воде с последующим ее смыванием. Суть проблемы в способности масла взбиваться в кремообразную эмульсию, как майонез или крем для лица.

Состав и рецептура приготовления консистентных влагостойких смазок разработаны специально, чтобы предотвращать эмульгирование при контакте смазочного материала с водой. Особая масляная основа, загустители и комплекс улучшающих присадок делают водостойкую смазку невосприимчивой к влаге, будь то избыточная влажность воздуха в теплице, атмосферные осадки на спецтехнике, соленая морская вода на лодочных моторах или талый снег на снегоходе.

Состав и виды влагостойких смазок по типу основы

Основа любой водостойкой смазки для подшипников, редукторов, шестеренчатых передач и других узлов трения – минеральное (нефтяное) или синтетическое жидкое масло. Для получения густой вязкой консистенции с необходимыми показателями текучести, вязкости и адгезии с металлической поверхностью используют специальные загустители на основе литиевого или кальциевого мыла. В некоторых марках влагостойких смазок в качестве сгущающего компонента используют силикон.

  • Кальциевые водостойкие смазочные материалы обладают высокой стойкостью к повышенной температуре в процессе эксплуатации и обладают отличными антикоррозионными свойствами.
  • Литиевые водостойкие смазки также термостабильные и обладают повышенной стойкостью на сдвиг. Это один из самых распространенных видов консистентных смазочных материалов.
  • Силиконовые водостойкие смазки имеют узкоспециализированное назначение и применяются реже, поскольку имеют небольшой диапазон рабочих параметров, включая температуру, механическую нагрузку и т.п.

Особое значение в производстве консистентных влагостойких смазок имеют присадки. Именно эти дополнительные компоненты предопределяют практически все отличительные характеристики того или иного вида густых пластичных смазочных материалов.

Присадки помогают расширить диапазон рабочих температур в обе стороны, сделав смазку не только водостойкой, но и термоустойчивой, способной работать при крайне низких или экстремально высоких температурах. Специальные добавки помогаю повысить антикоррозионную защиту и стойкость к механическим нагрузкам, увеличить адгезию с металлом и улучшить противозадирные свойства.

Отдельным классом присадок для влагостойких смазок выступают триботехнические составы, которые способны буквально «заживлять» мелкие следы износа металлических поверхностей. Микроскопические частицы металла диффузионным путем прирастают к детали в местах ее повреждения. Это позволяет не просто предотвратить износ узлов трения, но и восстановить уже имеющиеся признаки изношенности.

Однако в большинстве своем присадки – это жидкие компоненты, которые могут отслоиться от сгущенной масляной основы при крайне высоких механических или термических нагрузках. Некоторые присадочные добавки разделяются на фракции при замораживании. Поэтому невозможно создать многофункциональную водостойкую смазку, наполнив ее всеми известными присадками. В определенных условиях такой смазочный материал просто потеряет свои физико-механические и химические свойства, расслоившись без возможности обратной гомогенизации (смешивания).

Трибосоставы в основе своей – это не жидкости, а взвесь микроскопических твердых частиц, которые не имеют абразивного воздействия на металл, и работают в обратном направлении – на восстановление следов износа. Влагостойкие смазки с трибосоставом не расслаиваются даже при экстремальных условиях эксплуатации машины или промышленного оборудования.

смазка водостойкая в узле трения

Классификация смазки по DIN и NLGI

Пластичные смазочные материалы на основе нефтяного или синтетического масла получили наибольшее распространение в сравнении с некоторыми редкими узкоспециализированными твердыми и аэрозольными водостойкими смазками. В российской системе стандартизации производство и использование консистентных густых смазочных материалов регламентировано ГОСТом 33307-2015.

В европейской системе стандартизации промышленные смазки классифицируют согласно стандарту DIN 51 502, в основе которого лежит пять основных критериев:

  • коэффициент вязкости по NLGI;
  • вид дисперсии (для нефтяных масел данный критерий не учитывается);
  • наличие противозадирных присадок;
  • температура эксплуатации;
  • назначение и область применения.

В европейском стандарте принята система классификация смазок по коэффициенту вязкости в соответствии с методикой Американского НИИ пластичных смазок (National Lubrication Grease Institute). По английской аббревиатуре данного института и назван коэффициент вязкости – NLGI. Согласно этой системе все индустриальные смазки разделяют на четыре класса.

  • NLGI 00 – жидкие.
  • NLGI 1 – очень мягкие (полужидкие).
  • NLGI 2 – мягкие (пластичные).
  • NLGI 3 – полутвердые парафиновые.

Консистентные водостойкие смазки для подшипников, сальников и редукторов лодочных моторов, мотопомп, спецтехники и промышленного оборудования чаще всего относятся ко второму классу (NLGI 2) и реже к третьему.

Маркировка водостойких пластичных смазок состоит из буквенно-числового обозначения, в котором указываются все пять критериев классификации в соответствии со стандартом DIN 51 502. Например, марка смазки KP2P-30:

  • K – назначение (подшипники);
  • P – с противозадирными присадками;
  • 2 – второй класс вязкости (NLGI 2);
  • R – максимальная температура +180°С;
  • 30 – минимальная температура -30°С.

Расшифровка буквенных обозначений в маркировке смазочных материалов выполняется согласно номенклатуре европейского стандарта DIN 51 502, широко использующегося практически во всем мире и в России.

Назначение пластичных водостойких смазок

Густые водостойкие литиевые и кальциевые смазки предназначены для снижения фрикционного деструктивного воздействия на сопряженные трущиеся поверхности деталей машин и механизмов промышленного назначения, спецтехники, работающей в сложных погодных условиях, водного транспорта и прочего оборудования, подверженного активному воздействию влаги.

Пластичные водостойкие смазки используют для смазывания практически всех высоконагруженных узлов техники, промышленного оборудования и транспорта, включая водный.

  • Подшипники качения и скольжения всех типоразмеров и назначения, включая лодочные моторы, гидропомпы, снегоходы, сельхоз- и спецтехнику, станки и прочее технологическое оборудование.
  • Трансмиссия и шасси легковых и грузовых автомобилей, дорожно-строительной и сельскохозяйственной техники.
  • Сальники на лодочных моторах, мотопомпах и другой автотехнике.
  • Различные валы, в т.ч. кардан и крестовина.
  • Любые детали трения в лабораторных и измерительных приборах, подверженных воздействию влаги.
  • Направляющие, рейлинги и роликовые каретки, эксплуатируемые под открытым небом.
  • Шарниры цапф и других подвижных креплений в спецтехнике сельскохозяйственного, лесозаготовительного и строительного назначения.
  • Шарниры и шкворни соединений для прицепов, гидроцилиндров и прочих подобных подвижных креплений в автотехнике и водном транспорте.
  • Пневмоприводы и тросы в системе управления лодочных моторов и наземной техники.
  • Зубчатые передачи всех видов в автомобильной технике, гидропомпах и водном транспорте.
  • Тросы и системы блоков.
  • Спортивный инвентарь и тренажеры на открытых спортплощадках.

Влагостойкая пластичная смазка должна быть правильно подобрана не только по условию воздействия влаги на смазанный узел, но и по другим характеристикам, включая максимальную и минимальную температуру эксплуатации техники, ее мощность и силу воздействия на смазочный слой, а также необходимость в антиокислительной и противозадирной защите металлических деталей.

обработка водостойкой смазкой

Область применения в технике

  • Пластичная противозадирная водостойкая синяя смазка «Экстрим EP 2 М220»

    Универсальная противозадирная смазка широкого спектра применения. Смазка разработана как аналог литиевых смазок «Литол», «Литол 24», но превосходит их водостойкостью, механической стабильностью, лучше удерживается в узлах трения. Смазка предназначена для использования в среднескоростных подшипниках качения в ходовой части автомобилей, шарнирах и шкворнях тяжелой техники, редукторах и узлах бытового инструмента, при обслуживании промышленного оборудования и системах АЦС.

Само по себе название класса водостойких пластичных смазок предопределяет во многом их основную сферу применения – техника, эксплуатируемая в непосредственном контакте с влагой. Это может быть как жидкая вода в водоемах, осадки, снег, водопровод, перекачиваемые стоки и паводковые воды, а также повышенная влажность воздуха, при которой на оборудовании выпадает обильный конденсат.

Среди наиболее распространенных сфер применения пластичных влагостойких смазок выделяют четыре основные.

  • Лодочные моторы, включая подшипники, сальники, валы и редукторы, рулевые механизмы судна, система блоков мачтового подвеса и другие механизмы, подверженные контакту с водой. Водостойкие пластичные смазки для лодочных моторов обладают повышенной антикоррозионной защитой, поскольку морская соленая вода активнее окисляет металл, ввиду чего необходима дополнительная защита всех узлов судна.
  • Снегоходы. Снег под воздействие тепла от работающего двигателя превращается в жидкость и активно проникает во все узлы снегохода, что приводит к коррозии и износу деталей двигателя, трансмиссии и элементов управления. Водостойкая смазка для снегоходов позволяет защитить все подшипники, валы, сальники, редукторы, шарниры, зубчатые передачи и другие детали трения от вымывания смазочного материала и износа.
  • Автомобили, спецтехника и сельхозтехника. Трансмиссия, ходовая часть, шарниры, валы и всевозможные подшипники автомобильной техники вне зависимости от ее мощности и назначения подвержены активному воздействию влаги. Высокотемпературная водостойкая смазка позволяет существенно продлить межсервисный период до следующего ТО и предотвратить преждевременный износ узлов машины даже при экстремально влажных условиях ее эксплуатации.
  • Мотопомпы. Автономные переносные насосные станции с двигателем внутреннего сгорания также подвержены активному воздействию влаги на все узлы. Влагостойкие пластичные смазочные материалы позволяют предотвратить коррозионные процессы и защитить детали от износа.

Кроме того, консистентные водостойкие смазки используют для смазывания любых механизмов, эксплуатируемых под открытым небом, будь то лебедки, подъемники или простейшие спортивные снаряды с системой блоков и тросов.

Смазки CУПРОТЕК

Российская компания СУПРОТЕК выпустила на отечественный рынок смазочных материалов уникальные водостойкие смазки собственной разработки, которые обладают высокими эксплуатационными характеристиками и способны «заживлять» следы износа деталей благодаря наличию в них триботехнических добавок.

  • «Экстрим СКП-350» – противозадирная стабильная кальциевая водостойкая смазка для высоконагруженных узлов с рабочей температурой – от -30 до +170°С.
  • «Экстрим EP-2 М220» – универсальная водостойкая противозадирная кальциевая смазка, предназначенная для среднескоростных подшипников.
  • «Кальцол» – одна из немногих многофункциональных кальциевых водостойких смазок для средне- и высокоскоростных подшипников (аналог «Литол-24»).

Превосходящие зарубежные аналоги по техническим характеристикам и более низкой цене, влагостойкие смазки СУПРОТЕК стали одними из самых популярных в России как среди частных владельцев авто и моторных лодок, так и среди промышленных предприятий. При этом вы можете купить водостойкие смазки СУПРОТЕК в удобной для вас фасовке, будь то картриджи для шприца по 400 г, тюбики по 180 г, ведра на 8 и 18 кг или бочки по 180 кг.

Комментарии к статье
Добавить комментарий