Автомобильные статьи

ТОП проблем двигателя автомобиля - ЦПГ, насосов, мигает лейка. От 1,6 до 2.8

Проблемы двигателя автомобиля
Современный двигатель внутреннего сгорания является сложным механическим устройством и относятся к группе тепловых двигателей, в которых химическая энергия топлива, сгорающего в рабочих полостях цилиндров, преобразуется в механическую энергию.

Товар по теме:

Современный двигатель внутреннего сгорания является сложным механическим устройством и относятся к группе тепловых двигателей, в которых химическая энергия топлива, сгорающего в рабочих полостях цилиндров, преобразуется в механическую энергию. Они имеют разную мощность и объем (двигатель 1,6; 1,8; 2,0; 2,2; 2,4; 2,6; 2,8 литра и др.).

Поршневой ДВС имеет один из самых высоких КПД, самый широкий диапазон мощности (от 100 Вт до 80 МВт) и может работать на самых различных видах топлива (природный, промышленный и синтетический газ, газовый конденсат, бензин, керосин, спирты, эфиры, некоторые растительные масла, газойль, дизельное топливо, соляровое масло, мазут и всеядные, способные работать попеременно как на легких, так и на тяжелых нефтяных топливах). Поршневой ДВС не имеет дополнительных элементов теплопередачи — топливо само образует рабочее тело, компактнее и легче, так как не имеет целого ряда дополнительных агрегатов. Такие свойства обусловили массовое использование поршневых ДВС в энергетике и на транспорте. Доля ДВС производства энергии на транспорте составляет порядка 80 %, и всей энергии в мире – порядка 30 %.

Надежность ЦПГ - нагар, зазоры

Однако, такие преимущества имеют ряд недостатков. Поршневые двигатели реализуют возвратно-поступательную кинематику, что приводит к потере энергии на инерции поршневой группы, а остановка поршня в верхней и нижней мертвых точках обуславливают проблемы со смазкой и отводом тепла маслом в зонах остановки поршневых колец. Кроме того, нагарообразование в камере сгорания продуктами неполного сгорания и лакообразование на стенках цилиндра от деструкции масла способны существенно увеличивать зазоры в ЦПГ и КШМ за счет абразивного изнашивания, что приводит к потере характеристик двигателя: снижению мощности, увеличению расхода топлива, повышению токсичности отработавших газов, снижению ресурса масла и дальнейшему ухудшению условий сгорания топлива.

Чаще всего автолюбители встречаются с проблемами двигателей:

  • Рено;
  • Форд;
  • Киа 2.0 и киа спортейдж;
  • Ниссан;
  • Фольксваген и tsi;
  • Мерседес;
  • Шкода;
  • Хендай;
  • Дизельного.

Для снижения негативных факторов работы поршневого ДВС и обеспечения заданного ресурса применяют целый ряд мероприятий по направлениям:

  • организация оптимального рабочего процесса сгорания топлива (управлением фазами, объемом подачи топлива, обеспечение необходимого избытка воздуха и качественного смесеобразования);
  • выбор материалов деталей и технологических решений, обеспечивающих их надежность;
  • управление подачей смеси, топлива и отвода отработавших газов;
  • обеспечение качества смазки деталей трения, отвода тепла маслом из зон высокой температуры;
  • предотвращение нагаро- и лакообразование, диспергирование частичек продуктов неполного сгорания и вынос их из зон трения в фильтр масла;
  • организация отвода тепла от двигателя и поддержание оптимальной температуры.

Наиболее напряженным узлом ДВС является цилиндропоршневая группа как элемент камеры сгорания, где мгновенная температура достигает 1500 °С, а температура донышка поршня, поршневых колец, цилиндра и головки клапана – 300 °С. Основную задачу обеспечения надежности деталей ЦПГ решает масляная система и само моторное масло. Масляный насос создает необходимое давление и достаточную производительность для подачи масла во все зоны трения в необходимом количестве для обеспечения смазки и отвода тепла в картер или в масляный холодильник.

Основными проблемами масляной системы могут быть:

  1. выход из строя привода масляного насоса,
  2. износ шестерен масляного насоса со снижением производительности и давления,
  3. уменьшение сечения маслопроводов при загрязнении масла,
  4. попадание в масло топлива,
  5. охлаждающей жидкости и абразивной пыли через воздушный фильтр.

Кроме того, проблемой может быть само моторное масло. Некачественное масло на «слабой» минеральной или НС основе и недостаточно эффективным пакетом присадок, может быстро потерять свои свойства из-за термической и окислительной деструкции. В этом случае пакет присадок быстро истощится и масло перестанет выполнять свои функции, приводя к повышенному износу, нагарообразованию и загрязнению каталитических нейтрализаторов или сажевых фильтров.

Датчик "Давление масла" - мигает лейка.

Снижение давления масла прежде всего опасно для ЦПГ и КШМ. Недостаточный поток масла приводит к ухудшению смазки и отвода тепла. В результате повышается температура поршня цилиндра и поршневых колец, что приводит к увеличению температуры масла в этой зоне и снижению его вязкости. Несущая способность масла снижается, увеличивается износ деталей трения. Большой износ вкладышей подшипников коленчатого вала также приводит к снижению давления масла за счет увеличенных зазоров.

При очень низком давлении масла (масляное голодание) горит или мигает лампа давления масла (мигает лейка) износ еще больше вплоть до задира поверхности, возможно уменьшение масляного клина в коренных и шатунных подшипниках коленчатого вала вплоть до расплавления и проворачивания вкладышей подшипников коленвала. Если двигатель в момент расплавления вкладышей подшипников не остановить и вкладыши не провернулись, начинается износ вкладыша по стальному основанию, сопровождающийся сильными стуками в увеличенных зазорах от поршня на рабочем такте чрез шатун к подшипнику. Если провернулись, то изнашивается корпус подшипника. В обоих случаях страдает шейка коленчатого вала (задиры вала) и если её износ выше допусков, то шлифовка вала не поможет и придется менять одну из самых дорогих деталей двигателя. Причем большинство современных двигателей 1,6 или 2,4 литра не имеет ремонтных размеров вкладышей, т.е. колено на выброс. Если двигатель 1,6 л. вовремя заглохнет или остановится, то расплавленный вкладыш «прихватывает» коленчатый вал и двигатель «ловит клин», т.е. не проворачивается. В этом случае может быть шейки вала сильно не пострадают.

"Сердце" автомобиля постоянно нуждается в мониторинге и диагностке это поможет продлить ресурс ДВС, узнать и вовремя устранить все неисправности, повысив надежность работы.

Проблемы с износом ЦПГ

Постепенный износ деталей цилиндропоршневой группы (поршневые кольца, поршневые канавки, цилиндр) вследствие некачественного топлива, масла, городского цикла, запыленности дорог или агрессивной эксплуатации приводит к снижению давления сжатия (снижению компрессии). Увеличенные зазоры в ЦПГ уже невозможно компенсировать маслом, особенно при высокой температуре и низкой его вязкости. В результате на такте сжатия происходит снижение давления в цилиндрах, потеря окислителя (воздуха), что приводит к неполному сгоранию топлива. Это приводит к целому ряду негативных процессов.

Образование нагара на всех поверхностях камеры сгорания. При определенной толщине нагара и определенной температуре частички нагара, а это твердые карбоы, отваливаются и частично улетают в выхлопную трубу, а частично попадают в зону стыка первого компрессионного кольца, и далее в масло. Эти частички являются абразивным материалом, изнашивают все детали трения:

  • ЦПГ (компрессионные и маслосъемные кольца, поршни, цилиндры),
  • КШМ (шейки коленчатого вала и вкладыши подшипников),
  • ГРМ (кулачки, толкатели и подшипники распредвала, направляющие и штоки клапанов, цепь ГРМ, звездочка ГРМ),
  • масляный насос,
  • зубчатые зацепления.

Помимо продуктов неполного сгорания топлива, нагар также образуется от сгорания масла, не полностью снятого маслосъемными кольцами. В этом случае толщина слоя нагара может увеличиться на столько, что заметно изменится соотношение рабочего объема цилиндра и камеры сгорания (степени сжатия), что приводит к увеличению давления сжатия (компрессии). Т.е. замер компрессии может показать норму или превышение давления, а на самом деле зазоры увеличены и окислителя недостаточно. В таких случаях необходима чистка камеры сгорания при разборке или «прожег» двигателя на большой мощности с разрушением и выбросом нагара в выхлоп, но только после восстановления зазоров.

Зазоры ЦПГ. Вторая проблема, связанная с увеличением зазоров в ЦПГ и снижением компрессии, это прорыв газов в картер. Продукты неполного сгорания содержат серу, которая с влагой конденсата образует серную кислоту. Это вызывает окисление масла и дальнейшую его окислительную деструкцию с быстрым снижением щелочного числа. Что в свою очередь приводит к появлению твердых окислов - еще одного источника абразивного изнашивания двигателя, и снижению ресурса масла. Причем, в случае использования некачественного дешевого масла, плохое состояние двигателя объемом больше 2 литров может привести к полной потере свойств масла уже за 2 – 3 тыс. км пробега.

Накопление частичек окислов и карбонов быстро загрязняет масло. Часть частичек остается на масляном фильтре с размером ячейки 20 мкм, а часть частичек с размером менее 10 мкм циркулирует в масляной системе, изнашивая поверхности трения, забивая каналы и выводя из строя гидрокомпенсаторы, гидроприводы насос-форсунок и подшипники турбины (для ДВС с турбонаддувом).

Для двигателей старого поколения существуют ремонтные размеры поршневой группы и вкладышей подшипников коленчатого вала. Поэтому при капитальном ремонте можно произвести расточку блока цилиндров, шлифовку шеек коленчатого вала и замену направляющих и клапанов в головке блока. Затем произвести замену ЦПГ, вкладышей подшипников, заменить растянутую и изношенную цепь ГРМ, поменять свечи, форсунки и т.д. Однако, современные двигатели не предназначены для таких ремонтов. Невозможно произвести расточку блока или заменить гильзы цилиндров потому, что тонкостенные чугунные гильзы запрессованы в алюминиевый блок. Такая же проблема с никосиловыми покрытиями и алюсиловыми блоками. Замена двигателя на новый по цене соизмерима со стоимостью автомобиля, а контрактный двигатель может оказаться не намного лучше вашего.

Таким образом, наблюдается цикличность ухудшения состояния двигателя, т.е. каждый цикл изнашивания и увеличения зазоров создает негативные условия для дальнейшего роста износа и ухудшения сгорания топлива, снижения мощности, увеличения расхода топлива, увеличения токсичности выхлопных газов, повышения шумности и вибрации. Для снижения уровня негативных факторов необходимо использовать качественное топливо, моторное масло, проводить своевременно ТО, выбирать безопасный режим эксплуатации автомобиля и использовать ресурсосберегающие технологии.

Технология обработки двигателей любого объема (1,6 л., 1,8 л., 2,0л., 2,2 л. и др.) «СУПРОТЕК» позволяет в процессе штатной эксплуатации оптимизировать и поддерживать характеристики ДВС при небольшом износе, и восстановить компрессию, выровнять компрессию по цилиндрам и поддерживать характеристики ДВС в дальнейшей эксплуатации. Триботехнический состав «Актив ДВС» формирует в зонах трения прочный слой, который практически не изнашивается за счет структуры слоя, за счет восстановления этого слоя при изнашивании и за счет пористости слоя, что позволяет удерживать большее количество масла. Это приводит к увеличению ресурса двигателя, сохранению его характеристик и восстановлению компрессии.

Кроме процессов изнашивания деталей трения, при длительной работе автомобиля, вне зависимости от объема двигателя, происходит загрязнение топливной системы, изнашивание плунжерной пары топливного насоса высокого давления (для дизельных ДВС и TSI), образование лаков на поверхностях с высокой температурой. Это приводит к снижению давления впрыска топлива, ухудшению смесеобразования и потере характеристик ДВС. Образование лаков в подвижных деталях форсунок приводят к зависанию игл и выходу из строя соленоидов, приводящего к замене дорогостоящего комплекта форсунок.

Решением проблемы является очистка топливной системы с помощью очистителя топливной системы «СУПРОТЕК» и применение добавки постоянного применения SGA для бензиновых и SDA – для дизельных двигателей, особенно применимо для объема двигателя 1,6 и 1,8 литра. Эти присадки в топливо мягко очищают поверхности системы от лаков, постепенно снимают, а затем предотвращают нагарообразование, смазывают плунжер насоса и иглы форсунок. Увеличенный зазор в плунжерной паре топливного насоса высокого давления дизельных двигателей, полностью восстанавливается применением состава «СУПРОТЕК ТНВД».

Таблица неисправностей ДВС и их устранения:

Неисправность Причина Решение
Неисправность в системе подачи топлива Главный жиклер неотрегулирован Отрегулировать жиклер
Засорен воздушный клапан Прочистить/продуть
Засорены/загрязнены форсунки и др. элементы подачи топлива В зависимости от степени загрязнения прочистить и восстановить поверхность аппаратуры составами Супротек Апрохим SGA/SDA/Долговременная промывка двигателя, либо в случае полной неисправности по причине окончания ресурса агрегата - заменить
Плохая компрессия Цилиндр и головка цилиндра негерметично соединены Заменить продладку цилиндра
Цилиндр/поршень/маслосъемные кольца изношены В зависимости от степени износа - дорогостоящая замена в случае полной неисправности, например, большой овал цилиндра, механические повреждения деталей; в случае легкого/среднего износа - использовать состав Супротек Актив Плюс для создания защитного слоя, устранения задиров, устранения загрязнений
Нарушена плотность прилегания клапанов Обратиться к специалистам для ремонта
При наборе оборотов двигатель останавливается/не дает увеличить обороты Загрязнен воздушный фильтр Замена/очистка фильтра
Засорен топливный кран Прочистить. Если после прочистки неисправность не устранена - заменить
Течет топливный привод Заменить. Попытки заделать течь часто не дают результатов

Комментарии к статье
Добавить комментарий
Влад
2019-08-01 11:25:56
Не нашел своей проблемы, мне сказали что компрессия в банках низкая - это что такое? Хотят кучу денег за ремонт.
Моя оценка статьи:
Специалист СУПРОТЕК: