Товар по теме:
Восстанавливает компрессию, снижает расход топлива и угар масла, уменьшает скорость износа и продлевает срок службы ДВС любого типа. Облегчает холодный пуск, защищает от перегрева в пробках.
Восстанавливает компрессию, снижает расход топлива и угар масла, уменьшает скорость износа и продлевает срок службы ДВС любого типа. Облегчает холодный пуск, защищает от перегрева в пробках.
Для анализа фазового и химического состава выбрана рабочая ия природных минералов для производства составов «СУПРОТЕК». Минеральный состав керна представлен на рисунке 2, а по глубине на рисунке 3.
Породы представлены доломит-серпентин-тальковыми, тальк-доломит-хлоритовыми и тальк-хлорит-доломитовыми сланцами. С глубиной наблюдается увеличение количества доломита и уменьшение содержаний талька и серпентина. Количество хлорита в среднем по скважине не меняется и колеблется в пределах 20 %. Вторичные изменения представлены карбонатизацией и хлоритизацией.
Рисунок 2 - Минеральный состав керна.
Рисунок 3. Минеральный состав керна по глубине.
Минеральный состав весьма однообразный:
Минеральный и химический состав керна показывает наличие весьма твердых минералов (магнетит 5,5 – 6, ильменит 5,5 -6, рутил 6 – 6,5, пирит 6 – 6,5), средней твердости (антигорит 3,5, ферро-магнезит 3,5 -4, доломит 3,5, борнит 3,5 – 4, тремолит 3 – 3,5) и достаточно мягких минералов (тальк 1, лизардит 2,5 – 3, кальцит 3, хлорит 2 -2,5) по Моосу.
Серпентины и талькохлориты относятся к слоистым, чешуйчатым листовым силикатам, карбонаты - неорганические соли угольной кислоты, а остальные компоненты - рудные минералы.
Такие структуры компонентов трибосостава определяют фазы происходящих процессов в зоне трения рабочих узлов в среде масла или смазки. Наиболее твердые частички минералов играют роль очистки исходного поверхностного слоя, характеризуемого наличием фаз искаженной решетки, окислов и продуктов термического разложения смазочного материала [6]. Очистка сопровождается разрушением частичек минералов и частичным их внедрением в поверхность трения. Через определенный период приработки средняя крупность частичек минерала уменьшается, меняется и распределение по крупности.
Поэтому важным в получении эффекта модификации поверхностей трения масляными дисперсиями серпентиновых и талькхлоритовых минералов является правильная исходная крупность частичек, а еще важнее правильное распределение по крупности. Распределение по крупности зависит от твердости исходных компонентов и технологии измельчения.
Разработанная технология включает грубое измельчение керна на щековой дробилке ЩД-10, среднее дробление на дробилке ЩД-6, тонкий помол в шаровой мельнице МШЛ-22К и отсев порошка на ситах. Полученный рабочий порошок контролируется на анализаторе крупности частиц «LaSca –T». Распределение по крупности и средняя крупность представлены на рисунке 4.
Рисунок 4. Распределение по крупности частиц порошка трибосостава.
Из рисунка 4 видно, что средний размер частиц порошка трибосостава 4 мкм, а 90 % порошка менее 7,3 %. Из распределения так же видно, что основная рабочая фракция исходного порошка от 1 до 5 мкм. Это и есть слоистые силикаты. Они будут играть роль катализатора или инициатора процесса «строительства» нового слоя поверхности трения, разрушаясь в многократных циклах в трибопарах до субмикронного уровня. А крупных частиц от 7 до 10 мкм около 10 %. Это измельчение рудные минералы. Они в процессе приработки будут играть роль абразива для первичной очистки поверхности трения и «строительного материала» для будущего слоя.
Для подтверждения теоретических предпосылок механизма формирования поверхности трения с применением композиций природных минералов «СУПРОТЕК» проведены триботехнические исследования образцов с дальнейшим анализом поверхностей трения [9, 10].
Испытания триботехнического таких дисперсий в смазочном масле ЛУКОЙЛ ЛЮКС SAE 10W-40 проводились на машине трения ИИ5018 методом сравнения триботехнических характеристик. Испытание №1 – Смазочная дисперсия с маслом ЛУКОЙЛ ЛЮКС SAE 10W-40, испытание №2 – «чистое» масло ЛУКОЙЛ ЛЮКС SAE 10W-40.
Схема испытаний: - «диск по диску» (подвижный диск - d=50, h=12, неподвижный диск - d= 50, h=10), смазка осуществляется разбрызгиванием подвижным образцом (погружен в масло на 1 – 2 см, объем масла – 200 мл).
Регистрируемые параметры:
Износ образца (нижнего диска - Dmo) определялся взвешиванием до и после испытаний на аналитических весах АВ210М-01А с погрешностью до 0,1 мг. Испытательный узел представлен на рисунке 5.
Рисунок 5. Испытательный узел машины трения.
Результаты испытаний представлены в таблице 1 и на рисунках 6 – 8.
Таблица 1. Триботехнические характеристики составов.
№ | Среда | Среднее значение Ктр. | Ср. сниж. Ктр, % | Среднее значение Т, ᵒС | Сниж. температ. финал, % | Износ образца, мг |
1 | Смазочная дисперсия | 0,062 | 39,56 | 45,1 | 32,8 | 0,9 |
2 | Масло Лукойл 10W-40 | 0,101 | -18,19 | 62,0 | -19,9 | 0,7 |
Ср. сниж. Ктр, % - среднее значение коэффициента трения, отнесенное к коэффициенту трения после 30 минут приработки;
Сниж. температуры финал, % - значение температуры масла в конце испытаний, отнесенное к температуре образца после 30 минут приработки.
Рисунок 6 - Средние значения коэффициента трения.
Рисунок 7 - Средние значения температуры масла в камере.
Рисунок 8 - Износ образца.
Динамика коэффициента трения и температуры масла представлена в таблице 2 и на рисунках 9, 10.
Таблица 2. Динамика коэффициента трения и температуры масла.
Испытание | N, тыс. цикл | 0 | 10 | 20 | 30 | 32 | 40 | 50 | 60 | 70 | 80 | 90 | 100 |
№1 | Ктр. | 0,078 | 0,084 | 0,090 | 0,085 | 0,078 | 0,065 | 0,045 | 0,049 | 0,042 | 0,042 | 0,042 | 0,048 |
Т, оС | 22,1 | 53,1 | 58,8 | 57,0 | 53,2 | 49,0 | 46,3 | 43,7 | 42,0 | 39,4 | 38,2 | 38,3 | |
№2 | Ктр. | 0,085 | 0,097 | 0,092 | 0,090 | 0,091 | 0,097 | 0,091 | 0,110 | 0,110 | 0,110 | 0,122 | 0,120 |
Т, оС | 31,7 | 53,3 | 59,6 | 60,5 | 59,5 | 64,2 | 65,0 | 66,3 | 68,3 | 70,5 | 72,3 | 72,5 |
Рисунок 9. Динамика коэффициента трения.
Рисунок 10. Динамика температуры масла в камере.
Анализ триботехнических испытаний показывает, что добавление в масло композиций природных минералов «СУПРОТЕК» приводит к снижению коэффициента трения в среднем на 38 %, температуры масла в камере на 28 %, а износа на 22 % по сравнению с «чистым» маслом. Динамика коэффициента трения образцов при работе с трибосоставом показывает его среднее снижение на 39 % по сравнению с коэффициентом трения после приработки на «чистом» масле. Такое снижение потерь на трение не может обеспечить ни одна стандартная антифрикционная присадка. Это свидетельствует о кардинальном изменении процессов в трибоконтакте.
Визуальный анализ поверхностей после работы на «чистом» масле и после добавления композиций природных минералов «СУПРОТЕК» проводился на металлографическом микроскопе ЛабоМет-1. Фото поверхностей с увеличением х500, представлены на рисунке 11.
Рисунок 11. Фото образцов трения.
После работы образца с масляной дисперсией наблюдается поверхностный слой, который отличается по структуре и цвету. Механически снять такой слой удается только с помощью абразивных средств (наждачная бумага), что свидетельствует об высокой адгезионной прочности слоя.
Замер микротвердости поверхностей трения исходного образца, после работы на «чистом» масла и после работы с масляной дисперсией проводился на твердомере ПМТ-3М. Результаты замеров представлены в таблице 3.
Таблица 3. Микротвердость образцов трения.
Образец | Диагональ | Нагрузка | Диагональ | HV |
d, делений | Р, г | d, мкм | ||
30ХГСА исходный | 98 | 100 | 30,38 | 201 |
30ХГСА масло | 97 | 100 | 30,07 | 205 |
30ХГСА дисперсия | 90 | 100 | 27,9 | 238 |
Из таблицы 3 видно, что после работы образца с масляной дисперсией микротвердость увеличилась на 16 %.
Профилограммы и кривые Абота исходного образца, образца после работы на «чистом» масле и образца после работы с масляной дисперсией, полученные с помощью профилометра «MarSurf PS1», представлены на рисунках 12 и в таблице 4.
Рисунок 12. Профилограммы и кривые Абота
Таблица 4. Параметры шероховатости образцов трения.
Параметр | Значение | Ед. изм. | Исходный | Масло | Дисперсия |
Ra | Средняя арифметическая шероховатость | мкм | 0,227 | 0,279 | 0,215 |
Rz | Средняя высота от пика до впадины | мкм | 2,81 | 2,89 | 2,76 |
Rmax | Максимальная глубина шероховатость | мкм | 3,75 | 4,69 | 5,05 |
Rpk | Уменьшенная высота пика | мкм | 0,15 | 0,45 | 0,12 |
Rk | Основная глубина шероховатости | мкм | 0,55 | 0,51 | 0,49 |
Rvk | Уменьшенная глубина впадины | мкм | 0,73 | 1,12 | 0,67 |
V0 | Масляный объем | мм3/мкм2 | 0,007 | 0,010 | 0,006 |
Анализ параметров шероховатости образцов трения показывает, что работа на «чистом» масле несколько увеличивает Ra, Rz, Rmax, Rvk и Rvk. Это свидетельствует о некотором деструктивном влиянии масла на поверхности трения в процессе работы. Идет процесс граничного трения с изнашиванием, срезанием (вырыванием) пиков. При этом мы видим увеличение масляного объема V0, который должен бы улучшать несущую способность масла. Но, похоже, это осредненный параметр увеличился за счет локальных «вырванных» частичек металла. Что и подтверждает увеличение коэффициента трения.
Работа образца в масле с масляной дисперсией минералов приводит к снижению основных параметров шероховатости кроме Rmax, это единичная высота пика видна на профиле, и скорее всего, является следствием или остаточным влиянием твердого абразива рудного компонента трибосостава. Основной профиль визуально и по кривой Абота самый гладкий и значительное снижение коэффициента трения очевидно связано с увеличением фактической несущей площади контакта.
Подготовка образцов трения к исследованию проводилась как показано на рисунке 13.
Рисунок 13. Подготовка образцов трения к исследованию.
Результаты исследования приповерхностных слоев образцов:
Исследования методом ПЭМ показали, что в исходном образце основной фазой материала является мартенсит, при этом присутствует приповерхностный слой толщиной около 0,5 мкм, отличающийся более высокой концентрацией дефектов. На рисунке 14 представлено Изображение сечения приповерхностной области исходного образца и картина электронной дифракции от неё.
А в приповерхностной области обработанного образца наблюдаются протяжённые домены толщиной порядка 50 нм, ориентация которых приближается к горизонтальной вблизи поверхности. На рисунке 15 представлено изображение протяжённых доменов в приповерхностной области обработанного образца.
Рисунок 14. Сечение приповерхностной области исходного образца.
Рисунок 15. Сечение приповерхностной области обработанного образца.
Исследования методом ПЭМ и РСМА показали, что основными элементами в триботехническом покрытии выявлено: железо, кремний, хром и марганец. Заметного отличия элементного состава приповерхностной области деталей трения после работы с масляной дисперсией минералов и без неё не наблюдается. Вероятно, что «строительство» нового слоя происходит из продуктов изнашивания, в том числе «снятого» при очистке (Fe), компонентов дисперсии, содержащих Fe и Mg и свидетельствует об отсутствии керамических и металлокерамических слоев (версия ревитализантов) (Рисунок 16).
Рисунок 16. Спектр EDX от образца до (слева) и после испытаний.
Спектральный анализ поверхностей трения показывает также наличие легирующих элементов в стали образцов трения: кремния (Si) менее 1,5 %, марганца (Mn) менее 1,5 %, хрома (Cr) менее 1,5 % и меди (Cu).
Проведенные исследования позволяют сформулировать приблизительный механизм формирования поверхностей трения при работе с масляными дисперсиями серпентиновых и талькхлоритовых минералов.
Состав минералов должен иметь в достаточной мере абразивные компоненты, чтобы произвести первичную очистку поверхностей трения от отложений и окислов, а по возможности - и удаление с них разрушенных кристаллов при механической обработке деталей (резание, шлифование и т.п.) и в процессе эксплуатации машин и оборудования.
Абразивное действие минералов по мере приработки узла трения уменьшается, что исключает износ кристаллических структур. С другой стороны, энергии разрушения частиц достаточно, чтобы вывести систему трения из равновесия и инициировать в ней процессы самоорганизации с переходом на более высокий уровень «организованности» [8], с меньшими скоростями изнашивания и потерями на трение. Поэтому при разработке и производстве трибосоставов важно точнее подбирать композицию природных минералов с требуемой энергией разрушения, определяемой через энергоплоность, гранулометричечский состав и оптимальную концентрацию для конкретного узла трения.
Проведенные исследования, опыт применения показывают, что формирование нового слоя находится в режиме автокомпенсации износа и оптимизации зазоров в узлах трения механизмов. То есть не наблюдается неуправляемый рост толщины слоя. В ДВС компрессия восстанавливается до номинальных значений и более не растет. В коробках передач и в редукторах восстанавливаются зазоры и параметры их работы. Никаких заклинок не происходит. Это свидетельство самоорганизующихся трибопроцессов.
«Строительство» слоя после очистки «не живой» (искаженная решетка, окислы и отложения) вероятнее всего происходит по принципам диффузионных процессов – присоединения частиц металла свободными электронами, «вылет» которых после очистки достаточен для взаимодействия с противоположным объектом (частичкой металла).
Таким образом, представляется механизм физико-механических процессов в трибоконтакте с участием композиций природных минералов «СУПРОТЕК», приводящих к фазовым превращениям в структуре металла поверхностей трения, к оптимизации профиля поверхностей трения, что обусловливает кардинальное улучшение триботехнических процессов, сопровождающихся значительным снижением потерь на трение (коэффициент трения) и выделения тепловой энергии (температура трибосреды).