Токарный станок — древний инструмент. Самое раннее свидетельство о токарном станке восходит к Древнему Египту около 1300 года до нашей эры. Токарный станок был очень важен для промышленной революции. Он известен как «мать станков», поскольку это был первый станок, который привел к изобретению других станков.
Что такое токарный станок?
Токарный станок - это станок для обработки изделий из дерева или металла. Он преобразует деревянный или металлический предмет, вращая его вокруг оси, в то время как неподвижный режущий инструмент удаляет нежелательный материал с заготовки, чтобы сформировать желаемую форму.
Эти станки используются для различных операций по производству изделий, таких как шлифование, сверление, резание, деформация и токарная обработка. Они применяются в металлообработке, термическом напылении, обработке стекла и деревообработке различных художественных изделий.
Будучи одним из самых древних механических инструментов, способных выполнять широкий спектр производственных задач, он также известен как "Мать всех механических станков".
Процесс работы токарного станка
- Шаг 1: Обрабатываемый предмет помещается между головкой и хвостовиком. Он фиксируется при помощи патрона, который помогает установить заготовку в стабильное положение, зажимая ее снаружи.
- Шаг 2: Заготовка вращается при помощи шпинделя, который соединен с мотором. Он заставляет заготовку вращаться вокруг своей оси.
- Шаг 3: Затем режущий инструмент помещается в держатель инструмента, который удерживает резец на соответствующем расстоянии от вращающейся заготовки, чтобы его лезвия могли обрабатывать заготовку по желанию. Разные типы режущих инструментов используются для различных желаемых форм и материалов.
Чтобы уменьшить трение и защитить детали станка от поломок, необходимо регулярно смазывать различные части станка. Правильная смазка помогает увеличить срок службы станка и сохранить его работоспособность на долгое время.
Смазка шпинделя
Изначально масло наливается в шпиндель после снятия винтовой крышки, расположенной сверху на шпинделе. Уровень масла виден на правом индикаторе, обычно установленном на задней стороне токарного станка. Масло можно сливать через сливные пробки, расположенные внизу.
Обычно масло подкачивается поршневым насосом, управляемым кулачковым механизмом, и сначала проходит через сетчатый фильтр, предназначенный для задержания всех примесей, а затем поступает на передний подшипник и на различные вращающиеся части шпинделя.
Замена масла производится сначала после 200 часов работы, затем после 500 часов и позже каждые 2000 часов работы. Перед заполнением новым маслом шпиндель должен быть вымыт керосином и тщательно высушен (для этой цели не следует использовать пушистые тряпки).
Смазка скоростного ящика
Скоростной ящик смазывается непрерывным сбрызгизванием масла. Обычно скоростной ящик размещается в ножке шкафа, непосредственно под шпинделем, и для доступа к нему снимается задняя крышка ножки шкафа. Винтовая пробка на скоростном ящике снимается, и масло наливается до установленного уровня в стеклянном индикаторе масла.
Подшипники ролика скоростного ящика обычно заполняются смазкой при сборке на заводе. Для дозаправки ролик с замком снимают, тщательно очищают и заново заполняют смазкой для подшипников с температурой плавления более 140o C.
Смазка коробки подач
Смазка в коробке подач осуществляется поршневым насосом, приводимым в действие эксцентриком, установленным на одном из вращающихся валов. Масло подается в резервуар на верхней части коробки подач, откуда оно поступает через трубы и каналы, которые обеспечивают смазку капиллярным действием через фитили.
Смазка седла и наушника
Они смазываются из ручного насоса, закрепленного на правой стороне седла. Масло забирается из резервуара и подается в различные точки (кровавые направляющие, поперечная подача, зубчатые колеса наушника). Для заполнения маслом резервуара необходимо снять винтовую пробку на вершине седла. Ручной насос должен быть действован 4-6 раз каждый день перед использованием перемещения седла.
Смазочно-охлаждающий гель с повышенными противоизносными характеристиками для металлообработки особо твердых сплавов: резания, глубокого сверления фрезеровки итп, для станков без автоматической подачи СОЖ и для ручного инструмента. Отводит тепло, снижает трение, продлевает срок службы инструмента.
Корпус червяка и подшипник конца ведущего винта
Корпус червяка смазывается через масляные соски под рычагами наушника, используя масляную пушку. Подшипник конца ведущего винта смазывается фитильной смазкой из масляного насоса в этом корпусе подшипника. Масло вливается в этот насос каждые три дня, снимая винтовую пробку на вершине конечного подшипника.
Универсальная противозадирная смазка широкого спектра применения. Смазка разработана как аналог литиевых смазок «Литол», «Литол 24», но превосходит их водостойкостью, механической стабильностью, лучше удерживается в узлах трения. Смазка предназначена для использования в среднескоростных подшипниках качения в ходовой части автомобилей, шарнирах и шкворнях тяжелой техники, редукторах и узлах бытового инструмента, при обслуживании промышленного оборудования и системах АЦС.
Дата публикации: 19-04-2023 Дата обновления: 27-10-2023
Сергей Соловьев (Технический специалист) Старший технический консультант отдела научного развития ООО "НПТК Супротек". Автослесарь со стажем. С детства разбирается в конструкции автомобилей, мастер самодельного транспорта. Свой первый мопед собрал в третьем классе.