Автомобильные статьи

Экономия топлива и расход на грузовиках

Как сэкономить на топливе
Для любого автотранспортного предприятия, работающего в жёстких условиях конкуренции, эта характеристика является ключевой для успеха в бизнесе, поэтому вопросы, связанные с нормами расхода, способами контроля и главное – методами его снижения всегда находятся под самым пристальным прицелом.

Товар по теме:

высокий расход на грузовике

В современных условиях расход топлива на грузовике является одной из самых важных характеристик автомобиля в целом и его двигателя в частности. Для любого автотранспортного предприятия, работающего в жёстких условиях конкуренции, эта характеристика является ключевой для успеха в бизнесе, поэтому вопросы, связанные с нормами расхода, способами контроля и главное – методами его снижения всегда находятся под самым пристальным прицелом.

Нормы и способы контроля расхода топлива на грузовых авто

В настоящее время для конкретных транспортных средств установлены так называемые нормы расхода топлива, которые позволяют вести его учёт, контролировать перерасход, несанкционированный слив, а также проводить его списание. Они также помогают определять себестоимость грузоперевозок в течение определённого периода времени и вести учёт затрат на топливо при налогообложении автопредприятия. Нормы расхода топлива утверждаются на каждую марку грузовика и служат отправной точкой для всех дальнейших действий по его списанию и формирования налоговой отчётности. В случаях если конкретное транспортное средство не входит в утверждённые таблицы норм расхода, то они рассчитываются согласно принятым Методическим рекомендациям.

Утверждённые нормы расхода не учитывают такие факторы, как эксплуатация авто в городских условиях, зимой, с частыми остановками, использование в горной местности, дополнительное холодильное и отопительное оборудование, установленное на грузовик. Для всех этих условий существуют специальные поправочные коэффициенты, которые определяются распоряжением Минтранса РФ.

Как было в СССР?

Советский грузовик

Сегодня любой производитель грузовых автомобилей пытается соблюсти баланс между показателями расхода топлива, мощности и комфорта. Одним словом, автомобиль должен быть мощным и практичным. Однако так было не всегда. Достаточно обратиться к советскому автопрому, для которого в приоритете были несколько другие показатели.

Тогда грузовой автотранспорт принадлежал предприятиям, поэтому водители, как правило, не сильно задумывались о расходе, ведь заправлялись они по талонам, выдаваемым в автопарке, да и сама заправка была значительно дешевле, чем сегодня. В качестве наглядного примера можно привести цифры расхода топлива грузовиков самых популярных советских моделей, таких как ГАЗ 52, ЗИЛ 130 и УРАЛ 375. Эти модели были наиболее популярными в СССР и их до сих пор можно увидеть на наших дорогах.

ГАЗ 52

грузовик ГАЗ 52

Один из самых массовых грузовиков – ветеран советского автопрома, выпускавшийся Горьковским автозаводом. Машина не отличалась высокой скоростью и мощностью. Её предел был максимум 75 км/ч, а реальный расход при этом составлял от 30 литров.

ЗИЛ 130

Грузовик ЗИЛ 130

Легендарный грузовик с восьмицилиндровым двигателем, на котором останавливало выбор большинство автопредприятий Страны советов, с заявленным производителем расходом топлива 30 литров. В реальности же расход ЗИЛа даже при минимальной или средней нагрузке составлял 40 и даже 45 литров.

УРАЛ 375

Грузовик УРАЛ 375

Грузовик с превосходной проходимостью, который чаще всего использовался в вооружённых силах. Он оснащался бензиновыми двигателями. Максимальная скорость могла достигать 75 км/ч. Расход топлива грузовика Урал должен был составлять 48 литров, а по факту был большим – до 60 литров. Цифра немалая!

Как обстоят дела с расходом топлива грузовиков на 100 км сегодня?

Современная техника не входит ни в какое сравнение с предыдущими поколениями. Специалисты ежегодно составляют рейтинги самых экономичных грузовиков по расходу топлива, обладающих при этом высокой мощностью. Эти рейтинги возглавляют модели Mercedes-Benz, IVECO, Volvo, DAF, Scania, MAN, ISUZU. Выпускаются новые модели, места в рейтингах перераспределяются, но основные «игроки», продукция которых считается самой экономичной, остаются. Для примера можно привести данные о базовых нормах расхода топлива некоторых моделей.

Расход топлива грузовиков Мерседес

Фура Мерседес

Марка Mercedes-Benz Расход (л)
1843 25.6
1317 20.7
1838L 25.8
2640 L Actros 23.8
312D 11.5
408D 10.0
609D 14.3
809D 13.31
811D 13.8
813D 14.1
814D 18.9
LP 809/36 17.0


Расход топлива грузовиков Вольво

Грузовик Вольво

Марка Volvo Расход (л)
F10 20.9
FL10 27.0
FL608 19.7
FL614 21.2
FL626 5.5D 25.0


Расход топлива грузовиков ISUZU

Грузовик ISUZU

Марка ISUZU Расход (л)
NLR85 13.6
NMR85 14.4
NPR75 15.7
NQR90 (155л.с.) 16.9
NQR90 (190л.с.) 17.5
FSR90 24.0
FVR34 26.0
CYZ52 35.0
EXZ52 (тягач с прицепом) 36.0


IVECO

Грузовик IVECO

Марка IVECO Расход (л)
ML75E 21.4
50.9 13.8
65.10 14.6
79.12 14.7
Euro Cargo 19.4

Scania

Грузовик Scania

Марка Scania Расход (л)
R 114 LB380 21.3
124P 20.9
94G310 20.2
R420LA 19.1
P340LA 18.1

DAF

Грузовик DAF

Марка DAF Расход (л)
DAF 95 XF 24.7
DAF 1236 Pegaso 23.8
DAF 95.480 XF 22.9
DAF 32.281 22.3
DAF 2300 19.8

MAN

Грузовик MAN

Марка MAN Расход (л)
MAN 40.604 DFAT 41.3
MAN 15.220 22.6
MAN TGA460 22.0
MAN TGA 18.390 19.9
MAN 12.170 15.7

При наличии информации о базовых нормах расхода топлива остаются практические вопросы, связанные с точностью его контроля и максимального приближения реальных показателей к нормативным.

Современные методы контроля расхода топлива дизельных и бензиновых двигателей грузовиков

Осмотр топливных баков с использованием поверенной линейки и списание средств, которые израсходованы на горючее, согласно прилагаемым чекам и существующим нормам расхода, уходят в прошлое. Успешные руководители автопредприятий понимают, что вопросы точного контроля расхода и мероприятия по его снижению являются основополагающими для эффективной работы компании, поэтому применяют современные методы. Их всего три.

Это такие как:

  • посредством штатного датчика по специальной CAN-шине;
  • с помощью проточного датчика расхода топлива;
  • посредством ёмкостного датчика уровня.

CAN-шина

Стандартный контроль, который обеспечивается путём передачи данных об уровне топлива от бортового компьютера авто в мониторинговую спутниковую систему. Такими системами контроля с датчиками, находящимися в штатной комплектации в топливном баке, оснащено большинство современных грузовых автомобилей. Основным недостатком этого метода является неточность показаний датчика, погрешность которого доходит до 15%, не считая мёртвых зон сверху и внизу частях топливного бака, увеличивающих процент погрешности.

Проточный датчик расхода

Или, как его ещё называют, расходомер. Он устанавливается в топливную магистраль и работает по тому же принципу, что и бытовой счётчик воды, измеряя объём топлива, которое проходит через него.

Датчик уровня ёмкостного типа

Он измеряет объём топлива, находящегося в баке и отслеживает его изменения во время заправок или сливов. В некоторых случаях в зависимости от формы и объёма бака таких датчиков может быть установлено два и более.

Причины перерасхода и пути его сокращения

Причины высокого расхода горючего

Практика работы автопредприятий показывает, что даже при наличии точного контроля, зачастую наблюдается сильный перерасход. Причины могут скрываться как в манере вождения и привычек водителей, так и в техническом состоянии автомобилей. Какими точно они могут быть, какими способами можно исправить создавшееся положение?

На появление перерасхода топлива напрямую влияет такой фактор как агрессивная и небезопасная манера езды, которая может заключаться в резких ускорениях или торможениях. Такая езда может увеличивать расход топлива в разы. Сегодня для контроля водительского состава создаются специальные мониторинговые программные комплексы с задействованием спутниковых систем, позволяющие отслеживать участки и места нарушений скоростного режима и азартной езды. Внедрение таких систем позволяет отслеживать нарушения в управлении транспортном сразу всего подвижного состава в режиме онлайн и с выводом отчётов как общих, так и по каждому нарушению в отдельности.

Кроме динамичных нагрузок и перегрузок авто во время вождения, перерасход может появиться в случаях технической неисправности агрегатов автомобиля или некачественно выполненного ТО.

Технические моменты, влияющие на перерасход и способы их устранения наглядно видны в таблице.

Таблица причин высокого расхода и путей решения

Неисправность Фото Способ устранения

Износ силового агрегата:

– температура охлаждающей жидкости ниже требуемой;

– износ кривошипно-шатунного механизма

– проблемы с цилиндропоршневой группой;

– плохо отрегулированные зазоры клапанов;

– износ механизма газораспределения.

Износ двигателя

– применение специально присадки для «МАКС ДВС», которая способна восстановить исходные параметры двигателя;

– техническое обслуживание и ремонт.

Износ коробки передач МКПП Износ диска сцепления

– диагностика;

– применение триботехнического состава "МАКС МКПП";

– ремонт;

– замена.

Износ шин Износ шин

– правильно отрегулировать развал-схождение;

– заменить шины.

Неисправность топливной системы Забились форсунки

– применение триботехнического состава "МАКС ТНВД" для восстановления ТНВД;

– прочистка форсунок;

– использование присадки «SDA МАКС» в том числе для прочистки форсунок;

– при необходимости замена форсунок.

Забитый воздушный фильтр Воздушный фильтр – замена фильтра.

Кроме того, причинами перерасхода топлива дизельных авто могут быть засорение топливного фильтра, несоответствие моторного масла, пониженная компрессия, выход из строя или некорректная работа датчиков, проблемы в работе ЭБУ.

Профилактическое средство «SDA МАКС»

Проблемы лучше предупреждать, чем заниматься их решением. Этот тезис в полной мере оправдывает присадка «SDA МАКС» для дизельных топливных систем с объёмами баков до 500 литров. Она абсолютно безопасна для топливных фильтров и удаляет загрязнения постепенно. А если применять её постоянно – при каждой заправке автомобиля, то можно добиться идеальной чистоты топливной системы, предотвратить образование отложений, существенно снизить износ в узлах трения, предотвратить появление процессов окисления и, соответственно, коррозии, облегчить воспламенение топливной смеси. Она восстанавливает исходные параметры двигателя и существенно экономит расход топлива.

Комментарии к статье
Добавить комментарий