Автомобильные статьи

Механизмы формирования поверхности трения с применением композиций природных минералов "Супротек"

Механизмы формирования поверхности трения с применением композиций природных минералов Супротек
По результатам анализа работы трибосоставов, разрушающих и неразрушающих исследова-ний, представлен вероятный механизм формирования новой структуры поверхности трения при работе композиций природных минералов на основе серпентинов и талькохлоритов.

Товар по теме:

Статья опубликована в международном научно-исследовательском журнале ▪ № 6 (144) ▪ Июнь «НАНОТЕХНОЛОГИИ И НАНОМАТЕРИАЛЫ»

Зеленьков С.М.,

Лавров Ю.Г., к.т.н.

ООО «НПТК «СУПРОТЕК», Санкт-Петербург, Россия

Аннотация

Традиционные методы повышения надежности узлов и механизмов за счет износостойкости узлов трения связаны с поиском материалов, оптимизацией характеристик поверхностей трения и смазочных материалов, зачастую не представляются возможными по технико-экономическим показателям. Существуют композиции природных минералов, добавление которых в штатные масла, смазки в процессе штатной эксплуатации кардинально меняют условия трибоконтакта, кратно снижая потери на трение и изнашивание. Однако механизмы таких процессов, происходящих на наноуровне до конца не известны. Известно, что наиболее эффективная модификация поверхностей трения происходит, когда в смазочной дисперсии присутствуют минералы на основе слоистых силикатов. По результатам анализа работы трибосоставов, разрушающих и неразрушающих исследований, представлен вероятный механизм формирования новой структуры поверхности трения при работе композиций природных минералов на основе серпентинов и талькохлоритов.

Ключевые слова: трибосостав (триботехнический состав), геомодификатор трения, петросостав керна, структура слоя, машина трения, коэффициент трения, износ образцов, профиль поверхности, каталитическое действие, дефектность структуры, диффузионные процессы.

Введение

Эффективность применения тонких порошков с размером частиц до 5 мкм природных минералов стали предметом научного открытия № 323 «Свойство высокоэнергоплотных минералов изменять параметры триботехнических систем» [1].

В 80-е гг. случайно обнаружен эффект «безызносности» колесных пар вагонеток шахт в Печенге. Ленинградские ученые исследовали это и запатентовали «эффект аномально низкого трения гидроксидов по стали» [2, 3].

Дальнейшие исследования «геомодификации поверхностей трения» показали, что уникальные эффекты многократного снижения интенсивности изнашивания и потерь на трение обусловлены формированием новой поверхности трения с высокой адгезионной прочностью и зависят от химических и структурных свойств минералов, а также гранулометрическим составом геомодификатора [4, 5]. Структурные свойства слоистых силикатов определяются сочетанием октаэдрических и кремнекислородных тетраэдрических слоёв, а также наличием и характером межслоевых «вставок», как представлено на рисунке 1.

нс 1

Рисунок 1. Структура и фотография слоистого силиката.

Цель исследований – обоснование механизмов формирования структуры поверхности трения при работе композиций природных минералов «СУПРОТЕК».

Методика исследований

Петрографическое исследование шлифов кернов для производства триботехнического состава на микроскопе «OPTO-EDU A15.2601-RTB» по методике «OPTO-EDU»;

Микрозондовый анализ прозрачно-полированных шлифов кернов для производства триботехнического состава на приборе Сканирующий электронный микроскоп «MV 2300» с приставкой для энергетического дисперсионного рентгеновского микроанализа «INCA 200» по методике «ALLTION».

Рентгено-флуоресцентный анализ минералов керна с использованием прибора «X-DELTA» (XRF, РФА, РФСА анализ для определения концентраций элементов от бериллия до урана в диапазоне от 0.0001% до 100% по методикам «DELTA»), полученного при бурении скважин для производства триботехнического состава;

Теоретический анализ триботехнических процессов по литературным данным [6, 7];

Триботехнические испытаниями на машине испытания на трение и износ «ИИ5018» по параметрам коэффициента трения, износа образцов (износ образца определялся взвешиванием до и после испытаний на электронных аналитических весах «АВ210М-01А» с погрешностью до 0,1 мг) и температуры масла (станция измерительная ESM-4420.5.20 и датчик температуры погружной ТС-105-Pt100. 120) по методикам аккредитованной испытательной лаборатории «СУПРОТЕК»;

Оценка микротвердости поверхностей трения образцов до и после испытания на твердомере ПМТ-3М по стандартной методике ЛОМО;

Оценка крупности твердых частиц триботехнических составов (композиции природных минералов) на лазерном анализаторе крупности частиц «LaSca –T» по методике «БиоМедСистем»;

Визуальный анализ поверхностей после работы образцов трения на металлографическом микроскопе «ЛабоМет-1»;

Анализ профиля поверхностей трения до и после работы образцов и деталей трения с помощью прибора «MarSurf PS-1» по методике компании «Mahr»;

Исследование образцов стали методами просвечивающей электронной микроскопии (ПЭМ) с использованием микроскопа УЭМВ-100, сканирующей электронной микроскопии (СЭМ) с использованием электронного микроскопа TESCAN VEGA и рентгено-спектрального микроанализа (РСМА) с использованием оптико-эмиссионного спектрометра PMI-MASTER Smart UVR по методикам Физико-технического института им. А. Ф. Иоффе РАН.

Результаты исследований

Для анализа фазового и химического состава выбрана рабочая ия природных минералов для производства составов «СУПРОТЕК». Минеральный состав керна представлен на рисунке 2, а по глубине на рисунке 3.

Породы представлены доломит-серпентин-тальковыми, тальк-доломит-хлоритовыми и тальк-хлорит-доломитовыми сланцами. С глубиной наблюдается увеличение количества доломита и уменьшение содержаний талька и серпентина. Количество хлорита в среднем по скважине не меняется и колеблется в пределах 20 %. Вторичные изменения представлены карбонатизацией и хлоритизацией.

нс 2

Рисунок 2 - Минеральный состав керна.

нс 3

Рисунок 3. Минеральный состав керна по глубине.

Минеральный состав весьма однообразный:

  • тальк Mg3Si4O10(OH)2;
  • серпентины: лизардит Mg3Si2O5(OH)4, антигорит (Mg,Fe)3Si2O5(OH)4;
  • карбонаты: ферро-магнезит MgCO3, доломит CaMg(CO3)2, кальцит CaCO3;
  • хлорит (Mg,Fe)3(Si,Al)4O10(OH)2·(Mg,Fe)3(OH)6
  • рудные минералы: магнетит FeO·Fe2O3, ильменит FeTiO3, рутил ТіО2, пирит FeS2, борнит Cu5FeS4;
  • тремолит Сa2Mg5Si8O22(OH)2.

Минеральный и химический состав керна показывает наличие весьма твердых минералов (магнетит 5,5 – 6, ильменит 5,5 -6, рутил 6 – 6,5, пирит 6 – 6,5), средней твердости (антигорит 3,5, ферро-магнезит 3,5 -4, доломит 3,5, борнит 3,5 – 4, тремолит 3 – 3,5) и достаточно мягких минералов (тальк 1, лизардит 2,5 – 3, кальцит 3, хлорит 2 -2,5) по Моосу.

Серпентины и талькохлориты относятся к слоистым, чешуйчатым листовым силикатам, карбонаты - неорганические соли угольной кислоты, а остальные компоненты - рудные минералы.

Такие структуры компонентов трибосостава определяют фазы происходящих процессов в зоне трения рабочих узлов в среде масла или смазки. Наиболее твердые частички минералов играют роль очистки исходного поверхностного слоя, характеризуемого наличием фаз искаженной решетки, окислов и продуктов термического разложения смазочного материала [6]. Очистка сопровождается разрушением частичек минералов и частичным их внедрением в поверхность трения. Через определенный период приработки средняя крупность частичек минерала уменьшается, меняется и распределение по крупности.

Поэтому важным в получении эффекта модификации поверхностей трения масляными дисперсиями серпентиновых и талькхлоритовых минералов является правильная исходная крупность частичек, а еще важнее правильное распределение по крупности. Распределение по крупности зависит от твердости исходных компонентов и технологии измельчения.

Разработанная технология включает грубое измельчение керна на щековой дробилке ЩД-10, среднее дробление на дробилке ЩД-6, тонкий помол в шаровой мельнице МШЛ-22К и отсев порошка на ситах. Полученный рабочий порошок контролируется на анализаторе крупности частиц «LaSca –T». Распределение по крупности и средняя крупность представлены на рисунке 4.

нс 4

Рисунок 4. Распределение по крупности частиц порошка трибосостава.

Из рисунка 4 видно, что средний размер частиц порошка трибосостава 4 мкм, а 90 % порошка менее 7,3 %. Из распределения так же видно, что основная рабочая фракция исходного порошка от 1 до 5 мкм. Это и есть слоистые силикаты. Они будут играть роль катализатора или инициатора процесса «строительства» нового слоя поверхности трения, разрушаясь в многократных циклах в трибопарах до субмикронного уровня. А крупных частиц от 7 до 10 мкм около 10 %. Это измельчение рудные минералы. Они в процессе приработки будут играть роль абразива для первичной очистки поверхности трения и «строительного материала» для будущего слоя.

Для подтверждения теоретических предпосылок механизма формирования поверхности трения с применением композиций природных минералов «СУПРОТЕК» проведены триботехнические исследования образцов с дальнейшим анализом поверхностей трения [9, 10].

Испытания триботехнического таких дисперсий в смазочном масле ЛУКОЙЛ ЛЮКС SAE 10W-40 проводились на машине трения ИИ5018 методом сравнения триботехнических характеристик. Испытание №1 – Смазочная дисперсия с маслом ЛУКОЙЛ ЛЮКС SAE 10W-40, испытание №2 – «чистое» масло ЛУКОЙЛ ЛЮКС SAE 10W-40.

Схема испытаний: - «диск по диску» (подвижный диск - d=50, h=12, неподвижный диск - d= 50, h=10), смазка осуществляется разбрызгиванием подвижным образцом (погружен в масло на 1 – 2 см, объем масла – 200 мл).

  • материал: - 30ХГСА (закалка, шлифовка Ra=1 – 2 мкм);
  • режим работы: - n=1200 мин -1 (V= 3,14 м/с), Нагрузка Р= 100 Н;
  • продолжительность испытаний: приработка на «чистом» масла – 30 тыс. циклов (25 мин.), работа на масле с препаратом – 70 тыс. циклов (60 мин.);
  • концентрация трибосостава в масле 0,25 %.

Регистрируемые параметры:

  • момент сопротивления трения М (Н*м);
  • температура масла в камере Т (°С);
  • число циклов N.

Износ образца (нижнего диска - Dmo) определялся взвешиванием до и после испытаний на аналитических весах АВ210М-01А с погрешностью до 0,1 мг. Испытательный узел представлен на рисунке 5.

нс 5.1 нс 5.2

Рисунок 5. Испытательный узел машины трения.

Результаты испытаний представлены в таблице 1 и на рисунках 6 – 8.

Таблица 1. Триботехнические характеристики составов.

Среда Среднее значение Ктр. Ср. сниж. Ктр, % Среднее значение Т, ᵒС Сниж. температ. финал, % Износ образца, мг
1 Смазочная дисперсия 0,062 39,56 45,1 32,8 0,9
2 Масло Лукойл 10W-40 0,101 -18,19 62,0 -19,9 0,7

Ср. сниж. Ктр, % - среднее значение коэффициента трения, отнесенное к коэффициенту трения после 30 минут приработки;

Сниж. температуры финал, % - значение температуры масла в конце испытаний, отнесенное к температуре образца после 30 минут приработки.

нс 6

Рисунок 6 - Средние значения коэффициента трения.

нс 7

Рисунок 7 - Средние значения температуры масла в камере.

нс 8

Рисунок 8 - Износ образца.

Динамика коэффициента трения и температуры масла представлена в таблице 2 и на рисунках 9, 10.

Таблица 2. Динамика коэффициента трения и температуры масла.

Испытание N, тыс. цикл 0 10 20 30 32 40 50 60 70 80 90 100
№1 Ктр. 0,078 0,084 0,090 0,085 0,078 0,065 0,045 0,049 0,042 0,042 0,042 0,048
Т, оС 22,1 53,1 58,8 57,0 53,2 49,0 46,3 43,7 42,0 39,4 38,2 38,3
№2 Ктр. 0,085 0,097 0,092 0,090 0,091 0,097 0,091 0,110 0,110 0,110 0,122 0,120
Т, оС 31,7 53,3 59,6 60,5 59,5 64,2 65,0 66,3 68,3 70,5 72,3 72,5

нс 9

Рисунок 9. Динамика коэффициента трения.

нс 10

Рисунок 10. Динамика температуры масла в камере.

Анализ триботехнических испытаний показывает, что добавление в масло композиций природных минералов «СУПРОТЕК» приводит к снижению коэффициента трения в среднем на 38 %, температуры масла в камере на 28 %, а износа на 22 % по сравнению с «чистым» маслом. Динамика коэффициента трения образцов при работе с трибосоставом показывает его среднее снижение на 39 % по сравнению с коэффициентом трения после приработки на «чистом» масле. Такое снижение потерь на трение не может обеспечить ни одна стандартная антифрикционная присадка. Это свидетельствует о кардинальном изменении процессов в трибоконтакте.

Визуальный анализ поверхностей после работы на «чистом» масле и после добавления композиций природных минералов «СУПРОТЕК» проводился на металлографическом микроскопе ЛабоМет-1. Фото поверхностей с увеличением х500, представлены на рисунке 11.

нс 11.1 нс 11.2
После работы на «чистом» масле После работы с масляной дисперсией

Рисунок 11. Фото образцов трения.

После работы образца с масляной дисперсией наблюдается поверхностный слой, который отличается по структуре и цвету. Механически снять такой слой удается только с помощью абразивных средств (наждачная бумага), что свидетельствует об высокой адгезионной прочности слоя.

Замер микротвердости поверхностей трения исходного образца, после работы на «чистом» масла и после работы с масляной дисперсией проводился на твердомере ПМТ-3М. Результаты замеров представлены в таблице 3.

Таблица 3. Микротвердость образцов трения.

Образец Диагональ Нагрузка Диагональ HV
d, делений Р, г d, мкм
30ХГСА исходный 98 100 30,38 201
30ХГСА масло 97 100 30,07 205
30ХГСА дисперсия 90 100 27,9 238

Из таблицы 3 видно, что после работы образца с масляной дисперсией микротвердость увеличилась на 16 %.

Профилограммы и кривые Абота исходного образца, образца после работы на «чистом» масле и образца после работы с масляной дисперсией, полученные с помощью профилометра «MarSurf PS1», представлены на рисунках 12 и в таблице 4.

thumb_нс 12

Рисунок 12. Профилограммы и кривые Абота

Таблица 4. Параметры шероховатости образцов трения.

Параметр Значение Ед. изм. Исходный Масло Дисперсия
Ra Средняя арифметическая шероховатость мкм 0,227 0,279 0,215
Rz Средняя высота от пика до впадины мкм 2,81 2,89 2,76
Rmax Максимальная глубина шероховатость мкм 3,75 4,69 5,05
Rpk Уменьшенная высота пика мкм 0,15 0,45 0,12
Rk Основная глубина шероховатости мкм 0,55 0,51 0,49
Rvk Уменьшенная глубина впадины мкм 0,73 1,12 0,67
V0 Масляный объем мм3/мкм2 0,007 0,010 0,006

Анализ параметров шероховатости образцов трения показывает, что работа на «чистом» масле несколько увеличивает Ra, Rz, Rmax, Rvk и Rvk. Это свидетельствует о некотором деструктивном влиянии масла на поверхности трения в процессе работы. Идет процесс граничного трения с изнашиванием, срезанием (вырыванием) пиков. При этом мы видим увеличение масляного объема V0, который должен бы улучшать несущую способность масла. Но, похоже, это осредненный параметр увеличился за счет локальных «вырванных» частичек металла. Что и подтверждает увеличение коэффициента трения.

Работа образца в масле с масляной дисперсией минералов приводит к снижению основных параметров шероховатости кроме Rmax, это единичная высота пика видна на профиле, и скорее всего, является следствием или остаточным влиянием твердого абразива рудного компонента трибосостава. Основной профиль визуально и по кривой Абота самый гладкий и значительное снижение коэффициента трения очевидно связано с увеличением фактической несущей площади контакта.

Подготовка образцов трения к исследованию проводилась как показано на рисунке 13.

нс 13

Рисунок 13. Подготовка образцов трения к исследованию.

Результаты исследования приповерхностных слоев образцов:

Исследования методом ПЭМ показали, что в исходном образце основной фазой материала является мартенсит, при этом присутствует приповерхностный слой толщиной около 0,5 мкм, отличающийся более высокой концентрацией дефектов. На рисунке 14 представлено Изображение сечения приповерхностной области исходного образца и картина электронной дифракции от неё.

А в приповерхностной области обработанного образца наблюдаются протяжённые домены толщиной порядка 50 нм, ориентация которых приближается к горизонтальной вблизи поверхности. На рисунке 15 представлено изображение протяжённых доменов в приповерхностной области обработанного образца.

нс 14

Рисунок 14. Сечение приповерхностной области исходного образца.

нс 15

Рисунок 15. Сечение приповерхностной области обработанного образца.

Исследования методом ПЭМ и РСМА показали, что основными элементами в триботехническом покрытии выявлено: железо, кремний, хром и марганец. Заметного отличия элементного состава приповерхностной области деталей трения после работы с масляной дисперсией минералов и без неё не наблюдается. Вероятно, что «строительство» нового слоя происходит из продуктов изнашивания, в том числе «снятого» при очистке (Fe), компонентов дисперсии, содержащих Fe и Mg и свидетельствует об отсутствии керамических и металлокерамических слоев (версия ревитализантов) (Рисунок 16).

thumb_нс 16

Рисунок 16. Спектр EDX от образца до (слева) и после испытаний.

Спектральный анализ поверхностей трения показывает также наличие легирующих элементов в стали образцов трения: кремния (Si) менее 1,5 %, марганца (Mn) менее 1,5 %, хрома (Cr) менее 1,5 % и меди (Cu).

Заключение

Проведенные исследования позволяют сформулировать приблизительный механизм формирования поверхностей трения при работе с масляными дисперсиями серпентиновых и талькхлоритовых минералов.

Состав минералов должен иметь в достаточной мере абразивные компоненты, чтобы произвести первичную очистку поверхностей трения от отложений и окислов, а по возможности - и удаление с них разрушенных кристаллов при механической обработке деталей (резание, шлифование и т.п.) и в процессе эксплуатации машин и оборудования.

Абразивное действие минералов по мере приработки узла трения уменьшается, что исключает износ кристаллических структур. С другой стороны, энергии разрушения частиц достаточно, чтобы вывести систему трения из равновесия и инициировать в ней процессы самоорганизации с переходом на более высокий уровень «организованности» [8], с меньшими скоростями изнашивания и потерями на трение. Поэтому при разработке и производстве трибосоставов важно точнее подбирать композицию природных минералов с требуемой энергией разрушения, определяемой через энергоплоность, гранулометричечский состав и оптимальную концентрацию для конкретного узла трения.

Проведенные исследования, опыт применения показывают, что формирование нового слоя находится в режиме автокомпенсации износа и оптимизации зазоров в узлах трения механизмов. То есть не наблюдается неуправляемый рост толщины слоя. В ДВС компрессия восстанавливается до номинальных значений и более не растет. В коробках передач и в редукторах восстанавливаются зазоры и параметры их работы. Никаких заклинок не происходит. Это свидетельство самоорганизующихся трибопроцессов.

«Строительство» слоя после очистки «не живой» (искаженная решетка, окислы и отложения) вероятнее всего происходит по принципам диффузионных процессов – присоединения частиц металла свободными электронами, «вылет» которых после очистки достаточен для взаимодействия с противоположным объектом (частичкой металла).

Таким образом, представляется механизм физико-механических процессов в трибоконтакте с участием композиций природных минералов «СУПРОТЕК», приводящих к фазовым превращениям в структуре металла поверхностей трения, к оптимизации профиля поверхностей трения, что обусловливает кардинальное улучшение триботехнических процессов, сопровождающихся значительным снижением потерь на трение (коэффициент трения) и выделения тепловой энергии (температура трибосреды).

Спиоск литературы

  1. «Свойство высокоэнергоплотных минеральных веществ изменять параметры триботехнических систем». Диплом №323 на открытие, Авторы: доктор геол.-мин. наук Зуев Валерий Владимирович, Лазарев Сергей Юрьевич, канд. техн. наук Лавров Юрий Георгиевич, доктор техн. наук Денисов Генрих Александрович, канд. техн. наук Маринич Тайгета Леонидовна, доктор техн. наук Половинкин Валерий Николаевич, канд. техн. наук Соловьев Александр Петрович, Холин Александр Никифорович. Военно-морская академия им. Н.Г. Кузнецова, ЦНИИ им. Акад. А.Н. Крылова, Приоритет открытия:16 ноября 1995 г.
  2. Телух Д.М., Шучко В.М., Маринич Т.Л. Изыскание возможностей использования в триботехнике руд, горных пород и минералов из отвалов месторождений с целью уменьшения износа машин и механизмов. Л.: «Механобр», 1988.
  3. Маринич Т.Л., Бакушев С.Б., Фомина М.В. Технологическое обеспечение режимов практической безызносности подшипников шахтных вагонетоок. Научные труды. Повышение технического уровня горного оборудования для открытых и подземных работ. Л.: Гипроникель, 1988.
  4. Шеков В.А., Гаранжа А.В., Иванов А.А., «Отчет о результатах поисково-оценочных работ на месторождении талькового камня, проведенных в 2005 – 2008 гг.», Институт геологи Карельского научного центра РАН, Петрозаводск, 2009.
  5. Сибелев О.С. «Петрографический отчет описание породы хлорит-карбонат-тальковый сланец месторождения Турган-Койван-Аллуста, Медвежьегорский район), Институт геологи Карельского научного центра РАН, Петрозаводск, 2019.
  6. М. Хебда, Чичинадзе А.В., Смазочные материалы, техника смазки, опоры скольжения и качения: Справочник по триботехнике Т.2: М.: Машиностроение, Варшава: ВКЛ, 1990. 411 с.
  7. Гаркунов Д.Н. Долговечность трущихся деталей машин. Выпуск 5. М.: Машиностроение, 1990. 412 с.
  8. Вернадский В.И. Избранные сочинения. М.: Издательство АН СССР, 1954. 696 с.
  9. АКТ испытаний триботехнического состава «СУПРОТЕК» на машине трения ИИ-5018, Санкт-Петербург, ООО «НПТК «СУПРОТЕК», Лавров Ю.Г., 2016.
  10. Патент №2599161 ТРИБОТЕХНИЧЕСКИЙ СОСТАВ ПРОТИВОИЗНОСНЫЙ АНТИФРИКЦИОННЫЙ ВОССТАНАВЛИВАЮЩИЙ, ООО «НПТК «СУПРОТЕК», Приоритет изобретения 20.08.2015 г.
  11. «Основы макрокинетики. Диффузия и теплопередача в химической кинетике» Франк-Каменецкий Д.А., 2008 г.
Комментарии к статье
Добавить комментарий