Расход моторного масла в двигателе внутреннего сгорания – естественный нормальный процесс, если он не превышает допустимых автопроизводителем норм. Потери свыше нормативного показателя – результат утечки масла, о чем свидетельствуют масляные пятна под машиной, или так называемый масложор, когда в двигателе по тем или иным причинам происходит угар масла.
Наружные причины чрезмерного расхода моторного масла заметны не вооруженным глазом.
- Потеря целостности прокладки поддона, клапанной или передней крышки из-за сильного перегрева.
- Утечки через изношенные сальники коленвала и распредвала.
- Пробой уплотнения масляного фильтра.
- Потеря герметичности маслозаливной пробки.
Решение этих проблем лежит в самом названии источника протечки масла. Гораздо сложнее определить истинную причину масложора двигателя, приводящего к сильному расходу масла и аварийному снижению его уровня.
Допустимый уровень расхода моторного масла
Нормальная величина масложора зависит от марки машины и мощности двигателя. Для легковых автомобилей среднего класса этот показатель колеблется от 0,05 до 1,0 литра на 1000 км пробега. Так допустимый масложор в популярной Ладе Веста с двигателем 1.8 л не должен превышать 0,7 л/1000 км.
Ввиду того, что двигатель работает и расходует масло, в том числе и на холостом ходу, некоторые автопроизводители считают более информативным показатель масложора, исчисляемый по отношению к потребленному топливу, а не к пробегу. Так для большинства легковых автомобилей нормальный расход моторного масла – не более 0,5% от всего израсходованного топлива.
Топливо | Расход масла в легковых автомобилях, литров на 100 л топлива |
Нормальный | Критический масложор |
Бензин | 0,1...0,25 | 0,5...1,0 |
Дизель | 0,3...0,5 | 2,0 |
Причины масложора
Главный источник чрезмерного расхода ГСМ в двигателе – износ деталей ДВС. Плохая работа топливной системы, изношенная поверхность цилиндропоршневой группы, утечка через маслосъемные колпачки и другие неисправности в двигателе приводят к повышенному расходу моторного масла внутри самого мотора. Причиной масложора может стать и неправильная эксплуатация автомобиля, вплоть до слишком частых простоев в пробках на улицах мегаполисов.
Потеря функциональных свойств маслосъемных колец, увеличенные зазоры колец в поршневой канавке и в замке – это одни из главных и наиболее распространенных причин масложора в двигателях внутреннего сгорания. В результате на стенках цилиндра остается и затем сгорает масло, а в картер прорывается больше продуктов неполного сгорания топлива.
Неисправный воздушный фильтр
Плохо очищенный воздух несет в себе частицы пыли, которые оседают внутри цилиндра и становятся буквально абразивом при движении поршня. В результате такого абразивного износа металла увеличиваются зазоры в цилиндропоршневой группе, а масло остается на стенках цилиндра из-за неплотного прилегания маслосъемных колец и сгорает вместе с топливно-воздушной смесью. От этого и происходит чрезмерный расход масла (масложор) с появлением характерного сизого дыма, выходящего из выхлопной трубы.
Такой абразивный эффект возникает при скоплении попавшей с воздухом пыли в канавках маслосъемных колец. Смешиваясь с моторным маслом, грязь превращается в пастообразный абразив, который во время хода поршня постепенно истирает внутреннюю поверхность цилиндра, поршневые кольца и канавки.
Клапаны и газораспределительный механизм
Сильный износ сальников клапанов (маслосъемных колпачков) и направляющих клапановы втулок – еще один источник масложора. Вулканизация полимерного материала маслосъемных колпачков от повышенной температуры, больших нагрузок и попросту от времени приводит к потере их упругости. Они твердеют и растрескиваются, открывая беспрепятственный путь для протечки масла.
Клапанные втулки служат немного дольше, однако несвоевременная их замена приведет к раскачке клапанов и дополнительному биению о сальники, которые в итоге теряют свою герметичность. В результате появляется эффект масложора, когда моторное масло беспрепятственно стекает по стержню клапана непосредственно в камеру сгорания.
О таком источнике масложора свидетельствует густой обильный дым из выхлопной трубы при запуске прогретого двигателя, и уменьшение интенсивности дыма во время движения автомобиля. Второе свидетельство масложора из-за изношенных клапанных втулок и маслосъемных колец – большое количество масла на резьбе свечи зажигания.
Здесь важно не только вовремя заменять маслосъемные колпачки и контролировать целостность клапанных втулок, но и следить за самим клапаном. Не допускается его люфт. Даже минимальный еле заметный поперечный ход стержня при интенсивной эксплуатации двигателя быстро разобьет новый маслосъемник и направляющую втулку.
Турбокомпрессоры
Газодинамическое уплотнение вала – естественный источник попадания моторного масла во впускную систему. Масложор в указанных автопроизводителем допустимых пределах – это нормально даже при исправно работающем новом турбокомпрессоре. Как и поршневые компрессионные кольца, газодинамическое уплотнение не идеально герметично, а значит, частично газы проникают сквозь него.
При нарушении режимов эксплуатации двигателя может возникнуть ситуация, при которой наблюдается одновременное повышение давления выхлопных газов на выходе и зона сильного разряжения на входе. Такая недопустимая разница провоцирует частичный прорыв газа в холодную улитку из горячей через газодинамический затвор. Внештатный впрыск газа несет с собой распыленное масло из центрального корпуса в сторону впуска.
Определить самостоятельно этот источник масложора можно по запотеванию на патрубковых стыках турбины, а также по наличию масла в интеркулере. Количество потерь масла в таком случае никак не нормируется автопроизводителям. Одна из основных причин износа газодинамических уплотнений с появлением эффекта обратной разницы давлений на входе и выходе – снижение производительности воздушного фильтра и нейтрализатора. Для снижения масложора в такой ситуации достаточно заменить забитый фильтр.
Неисправная система вентиляции картерных газов
Снижение производительности вентиляции картерных газов нередко приводит к масложору даже при условии идеальной работы цилиндропоршневой группы. Чаще всего это происходит из-за неизбежных отложений, которые уменьшают производительность маслоотделителей с сокращением ресурса управляющих клапанов вентиляции.
Из-за скопившихся отложений клапан начинает работать некорректно, ухудшая качество вентиляции газов с неизбежным попаданием большого количество моторного масла в воздуховод. Масло сгорает в камере сгорания, оставляя внутри нее нагар.
Неполное сгорание топливно-воздушной смеси
Жидкое топливо смывает моторное масло с рабочих поверхностей цилиндропоршневой группы. Такой эффект возникает из-за неправильной работы топливной системы, когда топлива слишком много в топливно-воздушной смеси и оно не полностью сгорает. Неполное сгорание приводит к выпадению топлива на стенки цилиндра и смыванию с него масляной пленки.
Это косвенная причина масложора, поскольку прямого воздействия на чрезмерный расход моторного масла она не оказывает. Однако смывание масляной пленки приводит к повышению трения между поршнем и цилиндром. Сухое трение резко ускоряет износ ЦПГ, снижает мощность двигателя и приводит к масложору, когда моторное мало начинает попадать в камеру сгорания через изношенные маслосъемные кольца и поршневые канавки.
- Важно своевременно устранять любые неисправности в системе зажигания и подачи топлива.
- Некачественное топливо также приводит к таким проблемам, когда в погоне за экономией автовладельцы заправляются на заправках с сомнительной репутацией.
- Частые короткие дистанции с непрогретым двигателем – еще одна причина масложора из-за неполного сгорания топлива.
В дополнение к смыванию масляной пленки несгоревшее топливо попадает в масляный поддон. Это приводит к ухудшению качества масла, его разжижению и увеличению объема, порождая замкнутый круг, когда один источник масложора приводит к новым причинам чрезмерного расхода ГСМ.
Низкое качество моторного масла, его выработка или несоответствие марки
Угар или, проще говоря, масложор может появиться из-за полной выработки ресурса масла еще до окончания межсервисного интервала до проведения планового техобслуживания машины. Это наблюдается при тяжелых эксплуатационных условиях, когда автомобиль и его двигатель работают на предельных мощностях.
Зная о таких режимах работы, необходимо сокращать интервал замены моторного масла. В противном случае отработавшее свой ресурс масло приводит к образованию нагара в цилиндропоршневой группе и к залеганию поршневых колец. В результате снижается герметичность и увеличивается трение с образованием новых задиров, приводящих к масложору. Это еще один замкнутый круг с нарастанием, как снежный ком, проблем и появлением новых причин масложора.
К аналогичному эффекту приводит и несоответствие марки моторного масла рекомендациям автопроизводителя. Отклонения от нормы по вязкости и другим параметрам точно так же, как и отработанное старое масло, становится причиной нарастающих и порождающих друг друга причин масложора.
Таблица с причинами
Часть двигателя | Поломка, приведшая к масложору | Способ диагностики |
ГБЦ (блок цилиндров) | Изношенная прокладка | Визуальный осмотр |
Коленчатый вал | Изношенные сальники | Разборка мотора на СТО |
Масляный фильтр | Выработка ресурса, засор, непрочное крепление | Визуальный осмотр |
Клапаны ГРМ | Потеря эластичности и герметичности маслосъемных колпачков | Визуально-тактильный осмотр |
Поршни | Разрушение и закоксовывание маслосъемных колец | Синий дым в выхлопных газах |
Картер | Засоренная вентиляция с избыточным давлением | Удерживая плотно ладонь на маслозаливном отверстии, определить наличие избыточного давления или его отсутствие |
Цилиндры | Изношенность рабочей поверхности ЦПГ с задирами, трещинами | Визуально при разборке ЦПГ на СТО |
Что будет, если не устранить?
Многих автовладельцев не особо беспокоит проблема чрезмерного расхода моторного масла, ввиду малой интенсивности использования машины. Полагая, что проще подлить ГСМ, чем отдавать авто на дорогостоящую диагностику и ремонт, такие автолюбители сильно заблуждаются и рискуют оказаться в ситуации, когда «скупой платит дважды».
Масложор – это не просто чрезмерный расход масла, это серьезный симптом системных проблем в двигателе. Снижение уровня масла может привести к полному выходу из строя двигателя. Ремонт таких неисправностей стоит очень дорого. Это несоизмеримо с затратами на плановое техобслуживание и использование специальных триботехнических присадок для моторного масла, которые в разы снижают риск появления описанных выше причин масложора.
Жор масла на примере Лада Веста с двигателем 1.8 л и способы его устранения
Появление Лада XRAY и Веста с двигателем 1.8 литра было омрачено активным масложором в совершенно новых автомобилях. Массовые жалобы на форумах автовладельцев свидетельствуют о завышенном расходе моторного масла – более литра на 1000 км пробега. На протяжении последних трех лед инженеры ВАЗа предприняли ряд улучшений, которые позволили снизить расход ГСМ до нормальных значений.
Избавить двигатель 1.8 л от масложора на Ладе Веста помогли:
- изменения калибровки ГРМ;
- усиление допуска клапанов;
- увеличение эластичности маслосъемных колпачков;
- конструктивные изменения масляного отражателя;
- переход на более вязкое масло.
Конструкторы ВАЗа рекомендуют использовать для двигателей объемом 1.8 литра более вязкое моторное масло марки 5W40, а также добавлять в него триботехнические присадки для защиты от износа и восстановления поверхности ЦПГ. Это резко снижает масложор, повышает мощность двигателя и уменьшает расход топлива.
Триботехнические присадки
Снижение трения в цилиндропоршневой группе и устранение признаков механического износа – главные способы профилактики масложора. Триботехнические добавки для моторного масла снижают фрикционный износ и восстанавливают изношенную поверхность благодаря формированию нового слоя металла.
Присадки Супротек устраняют образовавшиеся царапины, задиры и другие следы механического износа ЦПГ. Металлические микрочастицы буквально заживляют такие «раны», не допуская попадания масла в камеру сгорания и предотвращая его угар.
Триботехнические присадки Супротек «Актив Стандарт» можно использовать даже для предотвращения масложора в двухтактных двигателях, которыми оснащают мопеды, лодочные моторы, бензопилы и прочую мототехнику. Для зашиты от масложора турбодвигателей с непосредственным впрыском TSI и послойным TFSI рекомендовано использовать усиленные триботехнические присадки типа Супротек «Актив Плюс».
Для безнаддувных бензиновых двигателей объемом до 1,6 литра. Восстанавливает и выравнивает компрессию, снижает расход топлива и масла на угар, защищает поверхности трения в ЦПГ, и газораспределительном механизме от износа при запуске и перегревах.
Восстанавливает компрессию, снижает расход топлива и угар масла, уменьшает скорость износа и продлевает срок службы ДВС любого типа. Облегчает холодный пуск, защищает от перегрева в пробках.