Ведущий. Думский комитет по экономической политике и промышленности предложил запретить эксплуатацию транспортных средств, «достигших предельного срока эксплуатации». Соответствующие рекомендации направлены в Минтранс и Минпромторг.
Пока речь идет о коммерческом транспорте. Но если учесть, что это 15% от всего парка автомобилей, то можно предположить, что успешное оживление рынка в этом сегменте потянет за собой запрет на легковые автомобили «достигших предельного срока эксплуатации».
Разумная ли это инициатива? Где во фразе «Запретить нельзя ездить» нужно ставить запятую? Или другими словами - что такое «предельный срок» мы решили спросить у Юрия Лаврова, руководителя научного департамента компании «Супротек». Они про сроки эксплуатации автомобилей знают все, поскольку занимаются в первую очередь их продлением.
Здравствуйте.
Гость. Здравствуйте.
Ведущий. Что же следует понимать под «предельным сроком эксплуатации» автомобиля?
Гость. Есть ГОСТовское понятие срок службы - это календарная продолжительность эксплуатации объекта до момента достижения предельного состояния, т.е. срок по фактическому состоянию автмообиля.
Есть и понятие назначенного срока эксплуатации. Он определяется производителем техники по анализу статистических данных, т.е. тоже по факту и нужен только для того чтобы при достижении этого предельного срока службы провести оценку состояния и принять решение: можно ли эксплуатировать технику далее и при каких условиях. Например, после ремонта.
Что именно имела в виду государственная дума – срок службы или назначенный срок эксплуатации, не очень понятно. Надо подробно пройти по значению всех этих терминов.
Ведущий. То есть «предельного срока эксплуатации» не существует. Пока машина ездит – ее можно эксплуатировать. Вместо этого есть «предельное состояние». Чем оно определяется?
Гость. «Предельное состояние» наступает когда:
- Дальнейшая эксплуатация технически не возможна.
- Дальнейшая эксплуатация экономически нецелесообразна.
- Дальнейшая эксплуатация может нанести вред людям или окружающей среде.
Юридической стороной вопроса является требование Статьи 5. Закона о защите прав потребителей РФ. Изготовитель обязан устанавливать срок службы товара длительного пользования, которые по истечении определенного периода могут представлять опасность для жизни, здоровья потребителя, причинять вред его имуществу или окружающей среде.
Причем по окончании назначенного срока службы, претензии по выходу из строя техники даже по вине производителя не принимаются. Поэтому производитель назначает срок службы поменьше. Обычно это 5 – 7 лет, редкий производитель назначает 15 лет. Что никак не связано с реальным предельным состоянием.
Если стоит задача – увеличить продажи отечественных грузовиков, а средний возраст парка составляет 19 лет, то, действительно, надо запретить эксплуатацию транспортных средств, «достигших предельного срока эксплуатации». Но если стоит задача реально повысить безопасность техническую и экологическую, то нужны более гибкие подходы.
Ведущий. Что же нужно, чтобы повысить безопасность?
Гость. Очевидно, что техническое состояние и безопасность машины зависят не столько от возраста, а от реального состояния. Например, один владелец ухаживает за машиной и содержит ее в исключительно исправном состоянии, независимо от ее возраста, а другой относится небрежно и безответственно, и она у него уже "убитая" на второй-третий год.
Значит необходим объективный контроль реального технического состояния. Наверное, для автомобилей, не достигших назначенного предельного срока достаточно проходить техосмотр, но не на бумаге, а на самом деле. При наступлении этого срока можно вместо ТО проходить более полный контроль технического состояния с глубокой диагностикой всех систем, по результатам которого выдавать разрешение на 1 год эксплуатации.
Только так может обеспечиваться реальная техническая безопасность для каждой конкретной машины, по факту ее состояния. Формальные ограничения по возрасту машины создают противоречивые ситуации и в конце концов ложатся бременем на кошелек автовладельца. У законотворцев и представителей власти есть другие области, в которых можно побороться за безопасность значительно эффективнее.
По статистике среди причин ДТП, только 3 % из-за технической неисправности. Причем, это не только из-за плохого состояния, но и по причине некачественного ремонта или конструктивных недостатков. А вот состояние улиц и дорог является причиной более 40 % ДТП. Вот где можно развернуться в борьбе за безопасность автотранспорта.
Ведущий. Однако, может быть, депутаты имели в виду борьбу не только за снижение дорожных происшествий, но и за снижение вредных выбросов и вообще экологическую безопасность?
Гость. Что касается экологической безопасности, то здесь тоже есть ряд мер помимо запрета старых автомобилей:
- Повысить качество топлива.
- Восстановить контроль эмиссии вредных примесей отработавших газов на дорогах.
- Пересмотреть нормативы выбросов (3% СО это очень много).
- Производить замеры не только СО, но и СН и NOx.
- Применять моющие и корректирующие присадки в топливо, повышающие качество сгорания.
- Применять ресурсосберегащие присадки в моторное масло, в смазки КПП, ШРУС, ГУР и др. узлов.
Таким образом, просматривается комплекс экономических, технических и организационных мер в более широком диапазоне направлений.
Правда в Минпромторге отметили, что ряд предложений для решения экологических проблем в сфере транспорта уже реализован:
- например, на нормативном уровне закрепили возможность введения ограничения движения транспортных средств в зависимости от экологического класса.
- Кроме того, регионы имеют право самим устанавливать дифференцированные налоговые ставки с учетом количества лет, прошедших с года выпуска.
Запрет на что либо, это самый легкий путь. Более эффективным могло бы стать стимулирование автовладельцев на покупку "нового, экологически чистого подвижного состава". Однако это требует разработки и реальной реализации более сложных программ, чем просто законодательный запрет.
А запрет в нынешней экономической ситуации просто лишит людей автомобиля или заставит искать лазейки для того, чтобы этот закон обойти и продолжать использовать ту машину, которая есть.
Ведущий. Пока еще можно использовать старые машины, как можно повысить их безопасность?
Гость. Наиболее частой причиной ДТП по техническому состоянию транспортных средств является отказ системы торможения и рулевого управления. Причинами отказов тормозов являются, потеря тормозной жидкости из-за нарушения герметичности шлангов, трубок, сальников, заклинивание поршней, завоздушивание системы, износ колодок, перегрев подшипников. Причинами отказов рулевого управления являются поломки элементов (тяги, кронштейн), отказ гидро- или электроусилителя руля.
Однако эти системы не отказывают внезапно, за исключением удара посторонних предметов. Для того, чтобы избежать их поломки во время движения необходимо своевременное обслуживание и внимание к звукам и другим изменениям в работе систем.
Другие системы и агрегаты в меньшей степени влияют на техническую опасность. Тем не менее снижение приемистости двигателя или неисправности КПП или подвески в момент обгона могут привести к ДТП. Способна отвлечь внимание и привести к аварии и не вовремя заевшая коробка передач.
Наша компания производит автохимию. Таких средств автохимии, чтобы помочь подвеске или, скажем, электрике – много не изобретешь. Однако мы производим ряд составов и присадок, которые могут серьезно продлить срок службы двигателя, транссмиссии, топливной системы, и существенно снизить вероятность их внезапного выхода из строя.
Например, постоянное использование топливных присадок позволяет продлить работу форсунок, повысить полноту и качество сгорания топлива, а значит и сэкономить на расходе топлива. Кроме того, это сделает машину более отзывчивой, динамичной, поможет при маневрах и обгонах.
Однако главным средством, которое может поддержать машину на ходу и сделать жизнь автовладельца на дороге безопаснее и отодвинуть наступление «предельного состояния» - являются триботехнические составы для различных агрегатов.
- Трибосоставы серии «Актив» для обработки двигателей легковых автомобилей. Они восстанавливают изношенные поверхности в ЦПГ (хотя и не только) и позволяют им крепче удерживать масляную пленку. Это позволяет восстановить компрессию и снизить расход топлива, а главное – продлить срок службы. Для загрызенных двигателей целесообразно на 1 этапе использовать «Долговременную промывку СУПРОТЕК». Для внедорожников есть особые серии трибосоставов - «Off road 4х4», а для грузовиков и коммерческого транспорта – составы серии «МАКС».
- Трибоссотавы для трансмиссии – «АКПП», «МКПП», «Редуктор» - восстановят зубчатые зацепления, облегчат переключение передач, уберут шумы, гул, вибрации.
- Трибосостав ГУР обеспечит надежную эксплуатацию гидроусилителя руля за счет поддержания производительности и давления насоса ГУР.
- Использование пластичной смазки «СУПРОТЕК Универсал-М» или «Триботехнический концентрат» в ШРУС и ступичных подшипниках исключит их перегрев и многократно увеличит ресурс безаварийной работы.
Если об автомобиле заботиться и следить за его состоянием, то во фразе «Запретить нельзя ездить», запятую нужно ставить после «нельзя» и ездить на машине любого года выпуска в свое удовольствие.