В конструкцию этого узла входит резцедержатель и различные детали наподобие салазок, выполняющих роль направляющих для обеспечения направленного передвижения инструмента.
Виды суппортов
Эти узлы можно классифицировать следующим критериям:
- по виду обработки: токарные, фрезерные, шлифовальные и др.;
- по виду держателя: резцовые или револьверные;
- по месту расположения: верхние, передние и др.;
- по направлению движения, продольные, качающиеся, поперечные.
Распространёнными видами этих узлов являются тормозные суппорты, используемые в авто и спецтехнике. Их функции заключаются в удержании тормозных колодок в фиксированном положении и прижимании их к дискам в момент выжимания педали тормоза. Естественно, суппорт является важнейшим узлом авто, отвечающим за безопасность.
Такой узел состоит из корпуса, цилиндров с поршнями, специальных направляющих с пыльниками, уплотнительных и крепёжных колец, тормозных колодок, возвратных пружин и в зависимости от особенностей конструкции плавающих скоб.
Разновидности
Поршень, давящий на колодку может быть не единичный. Зачастую в конструкции этого узла применяется два и более поршня. Выпускаются 2-х, 3-х, 4-х, 6-ти поршневые и более суппорты. А от их расположения зависит сама разновидность узла, который может быть фиксированным или с так называемой плавающей скобой.
Фиксированный. Когда в конструкции узла поршни размещены с обеих сторон тормозного диска, то это фиксированный суппорт. Фактически конструкция состоит из корпуса, внутри которого установлены несколько цилиндров, установленных симметрично друг к другу. Внутри каждого находятся поршни, которые во время передвижения обеспечивают прижимание тормозных колодок к диску, причём в состоянии покоя они удерживаются специально предусмотренными пружинами. Сам же суппорт жёстко закрепляется к подвеске авто.
Плавающие. Конструкции с поршнями, находящимися лишь с внутренней стороны, получили название «с плавающей скобой» или попросту «плавающие». Функционирует такая система следующим образом. При торможении поршни оказывают давление на колодки, установленные с внутренней стороны. Под воздействием этого давления они прижимаются к дискам, а специально предусмотренные скобы, передвигаясь по направляющим, передают усилие на наружные колодки, которые передвигаясь, прижимается к дискам. Такие узлы в производстве недорогие, отличаются простотой и устанавливаются на подавляющее большинство авто, правда, по эффективности они несколько уступают фиксированным конструкциям.
Важнейшим конструктивным элементом суппорта являются направляющие. В народе их называют пальцами, что обуславливается простой формой в виде цилиндров. Эта деталь требует особого контроля и регулярного обслуживания. Именно по направляющим передвигаются колодки в момент торможения, поэтому эти детали наиболее подвержены износу и в обязательном порядке нуждаются в смазке. Если их не обслуживать, могут возникать перекосы, заклинивание колодок, не возвращение их в исходное положение после завершения торможения. В идеальном случае направляющие должны быть хорошо отполированными, смазанными качественной смазкой, не иметь следов коррозийных процессов и видимых повреждений.
Вот тут-то и возникает основной вопрос, какими должны быть смазки для направляющих, чтобы они стабильно работали и долго служили? Правильный ответ на него даст возможность подобрать самую подходящую смазку, отвечающую эффективному соотношению «цена-качество».
Виды
Суппорт – это один из тех узлов, которые функционирует в тяжелых условиях. Он работает под большими нагрузками, при критических температурах, которые могут достигать 600С, особенно во время торможения или при езде по извилистым дорогам. Если тепло, возникающее во время работы этого узла, будет эффективно отводиться, то температура может быть снижена до 160-180С. Негативными факторами являются также попадание в зону смазки химических реагентов, которыми посыпают автодороги зимой, грязи, песка или тормозных жидкостей при износе уплотнений.
Все эти обстоятельства предъявляют особые требования к смазке для направляющих. Составы должны быть стойкими к повышенным температурам, к агрессивным средам, сохранять свои физико-химические свойства в мороз, обладать высокими водоотталкивающими и противозадирными характеристиками.
Смазыванию подлежат также поршни, сами цилиндры, уплотнительные манжеты и кольца. Смазочный состав укладывается под защитный пыльник. В соответствии с регламентами ТО транспортных средств обновление смазки подвижных деталей суппортов должно проводиться при заменах дисков или колодок.
Какую лучше купить смазку для суппорта? Вопрос актуальный. Многие автовладельцы решают этот вопрос просто. Они смазывают пальцы суппортов то, чем придётся. Обычно используют традиционные смазки, которые можно обнаружить в любом гараже. Это такие смазки, как Литол и все его разновидности, Солидол, Нигрол, «графитки». Они считаются универсальными, входят в бюджетный сегмент, но на практике в виде смазки для направляющих не годятся. Сегодня на рынке автохимии можно купить смазки, являющиеся современными разработками, которые в полной мере отвечают всем требованиям.
Обычно смазки для направляющих и других деталей классифицируют по типу основы, которая может быть минеральной и синтетической, а также по виду загустителя: литиевое мыло, бентонит и др.
Виды и типы современных смазочных составов
Все смазки для тормозных направляющих и суппортов, выпускаемых современной промышленностью, можно разбить на группы.
На минеральной основе. Такие масла ещё называют нефтяными. Базовые характеристики этих смазок весьма скромные. Они уязвимы в условиях отрицательных температур. Рабочий температурный диапазон не впечатляет, составляя всего -15°С-+100°С. На морозе минеральные масла могут застывать.
При этом минеральные масла отлично смешиваются с различными добавками, что позволяет производителям, подбирая эффективные загустители и пакеты присадок выпускать достойные конкурентоспособную автохимию.
Противозадирные, термостойкий смазочные составы с включением разных металлов. Основным преимуществом этого типа смазок является способность работать без потери характеристик в очень большом температурном диапазоне. Разброс температур может составлять от -185°С до 1100°С. В основе этих смазочных смесей лежат синтетические или минеральные масла с добавлением загустителей. Их можно разделить на несколько групп:
- комплексные составы с графитом (С), алюминием (Al) и медью (Cu);
- смазки, где металлические составляющие заменены силикатом магния и керамическими включениями;
- медные пасты с возможным включением графита;
- составы на базе меди и дисульфида молибдена.
Материалы из этой категории применяются для смазывания тыльной стороны колодки, скоб и пластин, что исключает скрипы при работе тормозной системы, поэтому их ещё часто называют AntiSeize. Эти смазки отлично проявляют себя при больших нагрузках, когда езда на машине сопряжена с частыми нажатиями на педаль газа, например, во время движения в пробках.
Следует заметить, что применять «антискрип» для рабочих поверхностей тормозных колодок специалисты не советуют.
Смазочные составы на основе бентонита. Неплохим выбором для смазки суппортов могут стать разные тугоплавкие составы в виде паст на основе минеральных масел. Их основой является бентонит, который выполняет роль загустителя. Он является природным глинистым материалом, который под воздействием воды способен разбухать, превращаясь в плотный гель и препятствуя дальнейшему распространению влаги.
Смазки на остове бентонита нетоксичные, обладают высокой химической стойкостью и обладают отличными смазывающими свойствами, поэтому широко применяются для тормозных суппортов. Такие смазочные составы могут работать без ухудшения своих характеристик в температурном диапазоне -45-+180С. Однако специалисты рекомендуют их применять в автомобилях, которые эксплуатируются в щадящих условиях, таких как, например, исключая езду по горным серпантинам или эксплуатацию машины при экстремально низких температурах.
Смазочные составы на базе синтетических масел. Эти смазки имеют ряд бесспорных преимуществ, относятся к категории универсальных смазочных составов и подходят для всех деталей суппортов различных конструкций.
Смазки способны работать в большом разбросе температур, не вступают во взаимодействие с тормозными жидкостями и манжетами и пыльниками из эластомеров, отличаются прекрасными водоотталкивающими свойствами и демонстрируют низкую испаряемость. Единственным недостатком этих составов для суппортов на синтетической основе является их довольно высокая цена.
Универсальные смазки Супротек. Водители, которые желают приобрести лучшую смазку для направляющих суппортов, могут обратить внимание на продукцию компании «Супротек». Фактически Супротек является отечественным научно-производственным холдингом, который осуществляет свою деятельность в нескольких направлениях инновационной автохимии. В структуре компании работает исследовательский центр R&D Center. Производство оснащено высокотехнологичными линиями, полностью отвечающими международному стандарту качества ISO 9001, а дилерская сеть Супротек насчитывает более 10 тыс. Торговых точек и охватывает все регионы РФ. Важно отметить, что продукция этого производителя также поставляется в другие страны дальнего и ближнего зарубежья.
Кальциевая смазка для средне и высокоскоростных подшипников и шарнирных соединений. Аналог смазок «Литол» и «Литол 24», однако превосходит их по механической и термической устойчивости, влагостойкости, что позволяет увеличить интервалы замены. Предназначена для узлов ходовой части автомобилей, спецтехники, бытового инструмента, лодочных моторов, велосипедов, где используются пластичный смазки. Может использоваться в промышленном оборудовании.
Предприятие выпускает высокоэффективные триботехнические составы, моторные и трансмиссионным масла, широкий ассортимент смазочных составов для различных агрегатов, включая тормозные суппорты. Продукция компании давно зарекомендовала себя с позитивной стороны и пользуется высокой популярностью. Автохимия Супротек отличается высокой эффективностью. Превосходными техническими и эксплуатационными качествами и вполне доступной ценой. Если выбирать хорошую смазку по доступной цене, то Супротек – отличный вариант.