Подшипник ступицы

Что это такое

Подшипник ступицы – это центральный элемент ходовой части, от которого зависит как работоспособность автомобиля, так и безопасность водителя, пассажиров и других участников дорожного движения.

В ступицах автомобиля нашли применение подшипники качения, обеспечивающие наименьшее сопротивление вращению. В основном применяются радиальные шариковые или роликовые подшипники, или радиально-упорные (конические) роликовые подшипники, как однорядные, так и двухрядные.

Подшипники могут иметь различную конструкцию. В классической компоновке, когда передняя подвеска является независимой, а задний мост ведущим, на каждой передней ступице устанавливают по два конических подшипника, а на задних по одному радиальному (чаще это роликовые или двухрядные шариковые).

Пары трения

Подшипник ступицы переднего колеса упорный в общем случае состоит из трех основных частей:

  • внутренней и внешней обоймы;
  • сепаратора;
  • кассеты с роликами (шариками).

Ключевой момент в обеспечении их работоспособности – это смазка.

В большинстве случаев эти подшипники смазываются консистентной смазкой. Радиальные подшипники изготавливаются с двухсторонней защитой. На заводе-изготовителе они закрываются пластиковыми кольцами-пыльниками. Внутрь корпуса закладывается смазку, которой хватает на весь срок эксплуатации. Многие производители запрещают вскрывать свои изделия и производить замену смазки, иначе нарушается герметичность пыльников. Детали подшипника перед установкой промываются и смазываются смазкой типа «Литол», а защищаются сальниками, которые монтируются на ступицу отдельно.

Зоны риска

Очень часто смазочный материал вытекает от высокой температуры или вымывается при частом взаимодействии автомобиля с водой. Соответственно, в корпус ступицы попадает дорожная пыль и песок. Абразивный мусор приводит к износу деталей.

Передняя подвеска обеспечивает управляемость автомобиля, поэтому для надежности между осью поворотного кулака и ступицей устанавливают по два подшипника. Они могут отличаться по размерам, но обязательно имеют конусную форму. Закрепляются на оси упорной шайбой и гайкой.

Конструкция ступиц задней подвески очень схожа с передними ступицами за исключением поворотного кулака. Подшипники зависимой подвески напрессовываются на полуось, вместе с которой вставляются в посадочное гнездо моста. Задние колеса автомобиля в зависимости от конструкции ходовой могут иметь различные подшипники: радиальные шариковые или роликовые для зависимой подвески; конические в комплекте по 2 шт. для независимой подвески. В связи с тем, что радиальные подшипники в отличие от конических, не регулируются по степени прижатия роликов к обоймам, при появлении износа они меняются.

Косвенные признаки того, что подшипники необходимо менять:

  • монотонный гул в области колеса при движении;
  • повышенный люфт колеса;
  • повышенный нагрев ступицы.

Как работает технология "Супротек"

Находясь, в смазке триботехнические составы «Супротек» создают условия, при которых на поверхностях трения формируется металлический защитный слой. Этот слой частично восстанавливает изношенные детали, оптимизирует зазоры, позволяет удерживать более плотный слой смазки на их поверхностях. Защитный слой формируется на поверхности трения за счет «активного» минерала с использованием продуктов износа, в несколько этапов.

  • суперфинишная обработка с корректировкой шероховатости поверхности под сформировавшиеся условия эксплуатации;
  • выглаживание и упрочнение со снижением количества дефектов структуры металла;
  • формирование прочной смазочной пленки из полярных молекул и химических присадок.

Триботехнические составы «Супротек» предотвращают преждевременный или катастрофический износ:

  • качения внутренней и внешней обоймы подшипника;
  • тела качения (шарика или ролика);
  • сепаратора.

Важно помнить, что на начальном этапе износа ступичного подшипника, когда он только начал «подвывать», его можно вылечить при помощи:

  1. ТС «УНИВЕРСАЛ-М» 200 мл;
  2. «ТРИБОТЕХНИЧЕСКИЙ КОНЦЕНТРАТ 1:10» 50 мл;
  3. «УНИВЕРСАЛ-PRO» 370 мл.
Триботехнические составы «Супротек» формируют металлический защитный слой. Этот слой частично восстанавливает изношенные детали, оптимизирует зазоры, позволяет удерживать большее количество смазки на их поверхностях. ТС «Супротек» не оказывает негативного влияния на физико-химические характеристики смазки.

Эффекты от применения ТС «Супротек»:

  • Увеличение ресурса - защитный слой значительно снижает интенсивность изнашивания наиболее нагруженных узлов трения, которые чаще всего определяют ресурс агрегата в целом.
  • Защита при повышенных нагрузках – за счет своих структурных особенностей (микротвердость и микроупругость) защитный слой значительно эффективней предотвращает износ деталей трения при повышенных нагрузках.
  • Уменьшение вибрации и шумов – восстановление поверхностей трения шариков и дорожек качения, созданный более плотный слой смазки снижают вибрацию и шум при работе узла.
  • Снижение потерь энергии – восстановление износа нормализует работу узла, что приводит к уменьшению потерь мощности, снижает интенсивность нагрева.

Порядок обработки

Перед началом работы необходимо убедиться, что обрабатываемый узел не имеет деталей с критическим износом и механическими повреждениями (трещины на перемычках сепараторов, глубокие вмятины на дорожках обоймы, значительные задиры, коррозия и износ рабочих поверхностей более 0,1 мм).

Возможны два способа применения триботехнической консистентной смазки «Супротек»:

  1. Если конструкция узла позволяет произвести замену смазки с использованием специального шприца: «пробивайте» шприцом до тех пор, пока из неплотностей не появится триботехническая смазка.
  2. Если не предусмотрено специальных методов замены смазки: разберите узел, удалите старую смазку, очистите узел, заложите триботехническую смазку, соберите узел.
Обработка узла производится однократно, либо, при необходимости, многократно до достижения ожидаемого эффекта.

В неразборных узлах трения – триботехнические смазки «СУПРОТЕК» не применяются.