Состав и производство пластичных смазок
Фактически пластичная смазка – это высокодисперсная субстанция, имеющая в своём составе базу в виде масла и специальный загуститель. В качестве баз могут использоваться как минеральные, так и синтетические масла, а загустители могут иметь мыльную и немыльную основу. Кроме того, в состав этого вида смазок включают присадки разного назначения: антикоррозийные, антиокислительные, противозадирные и другие.
Производство пластичных смазочных материалов с заданными параметрами является высокотехнологичным процессом, который значительно сложнее изготовления топлива и масел. Для получения заданной структуры с определёнными характеристиками необходимо строго соблюдать технологию, которая устанавливает рецептуру, порядок смешивания компонентов, температуру и продолжительность смешивания, процессы охлаждения и гомогенизации составов.
После завершения основных технологических этапов производства пластичные смазочные материалы подвергаются деаэрации – удалению остатков воздуха, что улучшает структуру готового продукта, а также фильтрации – для получения составов с хорошими антифрикционными свойствами (антифрикционные свойства задаются присадками и загустителями, а фильтрация убирает мех. примеси).
Как работает пластичная смазка?
При невысокой температуре и небольших нагрузках такая система демонстрирует свойства твёрдого тела с сохранением своих первоначальных характеристик. При приложении усилий и повышении температуры смазка начинает деформироваться с увеличением текучести, а при снятии – вновь приходит в первоначальное положение – возвращает пластичные свойства.
Главная задача такой смазочной системы – максимально снизить износ трущихся поверхностей трения и увеличить срок службы механизмов. Зачастую этот вид смазок решает ещё одну задачу. Эти смазки предупреждают заклинивание соприкасающихся поверхностей, не допуская проникновение в узлы и механизмы агрессивных жидкостей, абразива, паров и различных газов. Пластичные смазочные системы, практически не изменяющие свои характеристики в течение всего периода эксплуатации, получили название «вечные». Они укладываются один раз на весь период эксплуатации техники или имеют большой период до замены.
Классификация пластичных смазок
По вязкости
Основным параметром, характеризующим степень густоты, т.е. консистенцию смазки, является пенетрация. Именно по этому параметру осуществляют подбор состава для тех или иных узлов трения. Суть определения пенетрации заключается в вычислении, на какую глубину погружается в испытываемую смазку стандартный конус за пять секунд при температуре 25°С. Пенетрация выражается в виде целого числа десятых долей миллиметра по шкале специального лабораторного прибора, получившего название пенетреметр.
Класс | Пенетрация | Консистенция (визуально) |
000 | От 445 до 475 | Жидкая, похожая на густое масло |
00 | От 400 до 430 | Жидкая |
0 | От 355 до 385 | Полужидкая |
1 | От 310 до 340 | Мягкая, похожая на гель |
2 | От 265 до 395 | Мягкая, похожая на вазелин |
3 | От 220 до 250 | Полутвёрдая |
4 | От 175 до 205 | Твёрдая |
5 | От 130 до 160 | Очень твёрдая, похожая на мыло |
6 | От 85 до 115 | Сверхтвёрдая |
000 и 00. На практике жидкие смазки, которые относятся к классам 000 и 00 используются для закрытых зубчатых передач. По сути, они являются альтернативой маслам и используются, например, в силовых агрегатах современных грузовых автомобилей.
0 и 1. Полужидкие и очень мягкие смазки классов 0 и 1 применяются в центральных смазочных системах. Это может быть промышленное оборудование или грузовики.
2. Мягкие 2-го класса применяются в подшипниках. Следует обратить внимание, что составы класса 2 получили сегодня наибольшее распространение в легковом автотранспорте. Сегодня нет ни одного легкового автомобиля, где бы ни использовалась смазка этого класса.
3 и 4. Полутвёрдые и твёрдые системы классов 3,4 применяются в высокоскоростных подшипниках, например, в электродвигателях насосов, генераторов, вентиляторов и другой техники.
5 и 6. Сверхтвёрдые составы используются применение в зубчатых передачах открытого типа.
По виду загустителя
По этому критерию все пластичные смазочные составы можно разделить на отдельные виды. Это материалы, где загустителями выступают мыло, органические, неорганические материалы, углеводороды.
Мыльные. Это вид субстанций, получаемых путём добавления в виде загустителя – соли высших кислот. Эти смазочные материалы делят на кальциевые, литиевые, бариевые, алюминиевые и другие. На долю мыльных составов приходится практически 80% из общего количества производимых пластичных смазочных комплексов.
Неорганические. Вид смазочных комплексов, в которых продуктами загущения масел являются разные неорганические материалы, отличающиеся термостабильностью и высокой дисперсностью. Как правило, в этих комплексах в качестве загустителя применяется силикагель, бентониты или другая неорганика.
Органические. В производстве этого вида смазочных составов используют твёрдые органические материалы, которые отличаются термической и гидролитической стойкостью, высокой степенью дисперсности. Они изготавливаются на базе полимеров, пигментов, полимочевины, сажи, других материалов.
По сфере использования
Антифрикционные. Этот вид смазочных комплексов предназначен для уменьшения силы трения и, соответственно, износа в различных узлах. Они подразделяются на многоцелевые пластичные смазки, термо- и химстойкие комплексы, авто- и авиационные смазочные составы, приборные смазки, морозостойкие пластичные смазки. Сегмент этого типа составов широкий, что позволяет в каждом конкретном случае подобрать самый эффективный вариант.
Консервационные. Название этой категории смазочных материалов говорит само за себя. Практически все пластичные смазки обладают хорошими антикоррозийными характеристиками. Для обеспечения защиты металлических узлов и деталей от коррозийных процессов выпускаются так называемые «консервационные» смазочные составы. Они предназначены для предотвращения коррозии узлов и деталей во время их хранения.
Уплотнительные. Этот вид пластичных смазочных соединений применяется для герметизации зазоров разных механизмов, трубопроводов, различной запорной арматуры.
Канатные. Для предупреждения коррозийных процессов на стальных канатах.
Специальные. Сегодня можно купить пластичные составы спецназначения, которые могут изолировать или, наоборот, обеспечивать электрическую проводимость, создавать условия для устойчивой работы механизмов в вакууме, в радиации.
Если вести речь о состоянии современного отечественного рынка пластичных смазочных составов, то можно сделать выводы. Несмотря на множество и разнообразие предложений, на практике оказывается, что большая доля предлагаемых пластичных смазочных составов это кальциевые смазки низкого качества. А сегмент высокоэффективных литиевых составов довольно узкий. Большинство смазок массового потребления морально устарели лет 30 назад, а ассортимент почти не обновляется. В этих условиях обращает на себя внимание компания «Супротек», которая выпускает смазки нового поколения, производимые по инновационным технологиям.
Предложения «Супротек»
Кальциевая смазка для средне и высокоскоростных подшипников и шарнирных соединений. Аналог смазок «Литол» и «Литол 24», однако превосходит их по механической и термической устойчивости, влагостойкости, что позволяет увеличить интервалы замены. Предназначена для узлов ходовой части автомобилей, спецтехники, бытового инструмента, лодочных моторов, велосипедов, где используются пластичный смазки. Может использоваться в промышленном оборудовании.
«Экстрим СКП350» – водостойкий смазочный состав с большим интервалом до замены. Он предназначен для применения в высоконагруженных механизмах тяжёлой техники, таких как шкворневые и шаровые шарниры прицепов, подшипники шасси, крестовины карданов, малоскоростные нагруженные подшипники. Эта смазка 2-го типа пенетрации. Она изготовлена по особой технологии на базе минерального масла, с кальциевым загустителем и специального пакета присадок, поэтому отличается отличными противоизностными характеристиками, температурной устойчивостью и высокой механической стабильностью в течение длительной эксплуатации. Приобрести этот смазочный состав можно для дорожной, горнодобывающей, лесозаготовительной, строительной, сельхозтехники.
«Suprotec Hot» – многоцелевой пластичный состав, который по своим свойствам превосходит зарубежные аналоги. Он предназначен для функционирования в условиях больших температур и нагрузок. Смазка «Suprotec Hot» изготовлена на базе минерального масла, литиевого комплекса и особого пакета добавок, в результате чего она надёжно защищает узлы от износа и ржавчины, обладает термической устойчивостью. Она стойка к окислению, стабильна при повышенной влажности.
«Suprotec Malahit» – пластичный смазочный состав под названием «Малахит» производится по инновационной запатентованной рецептуре, которая не имеет аналогов. Он обладает эффектом металлоплакирования – восстановления трущихся поверхностей путём их покрытия защитным слоем меди, который останавливает дальнейший износ трущихся деталей. В составе смазки высококачественные минеральные масла, литиевый комплекс и особые медесодержащие компоненты. Практика показывает, что смазка «Малахит» обладает отличной адгезией, структурной стабильностью, химической стойкостью в агрессивных средах, устойчивостью к вымыванию водой. Все эти характеристики смазочного состава позволяют значительно увеличить интервал между его заменой. Купить эту пластичную смазку можно для подшипников электродвигателей, вентиляторов, насосного оборудования, других высокоскоростных систем.
«УСсА Супротек» – графитный смазочный состав, который изготовлен из высоковязкого нефтяного масла с кальциевым мылом, а также с добавками графита и ультрадисперсных материалов минерального происхождения. Он позиционируется как смазочный состав общего назначения. Диапазон температур этой смазки составляет от -20-+70°С. Купить эту пластичную смазку можно для рессор, тихоходных механизмов, которые работают под большими нагрузками, подвесок тракторов, тяжёлой спецтехники, опор буровых долот, открытых зубчатых передач и других подобных механизмов.