Автомобильные статьи

Классификация моторных масел: ACEA, API, SAE

Классификация моторного масла
Спецификации и классификации моторных масел являются стандартами, которые определяют требования к свойствам моторных масел для различных типов двигателей и условий эксплуатации. Существует несколько таких стандартов, наиболее распространенными из которых являются ACEA, API, SAE.

Товар по теме:

Классы SAE

В принципе, все моторные масла выполняют одну и ту же функцию. Они смазывают подвижные части в двигателе, предотвращают износ и коррозию, а также обеспечивают отвод тепла. Однако каждый двигатель составлен по-разному и требует особых свойств масла, чтобы гарантировать оптимальную смазку. Несколько институтов выпустили различные классификации и спецификации, чтобы обеспечить пользователям обзорность.

Вязкость как мера внутреннего трения жидкости является одним из самых важных свойств масла. Она определяет, насколько тонкое или вязкое масло и как оно себя ведет в зависимости от окружающей температуры. Поэтому SAE (Общество автомобильных инженеров) опубликовало систему, которая определяет опорные температуры, пределы вязкости и классификации для моторных масел. Существуют моноградные масла, которые соответствуют определенной кинематической вязкости при 100 °C, такие как SAE 30, которые использовались многие годы назад, когда масло в автомобилях меняли зимой и летом. Многие классические автомобили до сих пор зависят от моноградных масел. Современные легковые автомобили работают с мультиградными маслами, такими как SAE 5W30. Мультиградные масла имеют хорошие свойства текучести зимой и летом и могут использоваться круглый год. Число перед "W" определяет поведение масла при низких температурах. Чем меньше число, тем более жидким остается масло при низких температурах. Это позволяет моторному маслу быстро смазывать все важные части в двигателе даже зимой при холодном запуске. Число после "W" определяет кинематическую вязкость масла при 100 °C. Чем выше число, тем более устойчиво масло к экстремальным нагрузкам.

Класс SAE Минимальная температура перекачки в °C Кинематическая вязкость в мм²/с
0W -40 ≥ 3.8
5W -35 ≥ 3.8
10W -30 ≥ 4.1
15W -25 ≥ 5.6
20W -20 ≥ 5.6
25W -15 ≥ 9.3
8 - 4.0 – 6.09
12 - 5.0 – 7.09
16 - 6.1 – 8.19
20 - 6.9 – 9.29
30 - 9.3 – 12.49
40 - 12.5 – 16.29
50 - 16.3 – 21.89
60 - 21.9 – 26.09

Маркировка масла

Технические характеристики согласно ACEA

ACEA расшифровывается как Association des Constructeurs Europeens de l'Automobile (Ассоциация европейских производителей автомобилей). Она разрабатывает спецификации для моторных масел на основе самых строгих европейских испытательных процедур. Таким образом, спецификации ACEA представляют собой наибольший общий знаменатель требований европейских производителей автомобилей к моторным маслам. Эти спецификации подразделяются на последовательности A, B и C. Последовательность E существует исключительно для грузовиков. Они дополняются цифрами и дополнительно дифференцируются.

Последовательность A - описывает требования для бензиновых двигателей легковых автомобилей. Последовательность B - описывает требования для дизельных двигателей легковых автомобилей, микроавтобусов и пикапов. Последовательность C - транспортные средства, оснащенные передовыми системами очистки выхлопных газов (например, дизельными частицами фильтрами), требуют специальных моторных масел для предотвращения засорения дизельных частицных фильтров. В зависимости от допустимой доли образующих пепел веществ - сульфатной золы, фосфора и серы, подходящие масла разделяются на Low и Mid SAPS масла и классифицируются в соответствии с ACEA C спецификацией. Последовательность E - описывает требования для дизельных двигателей грузовиков.

Моторные масла для легковых автомобилей всегда указываются как комбинация бензиновых и дизельных двигателей (например, ACEA A3/B4). Число после буквы описывает разницу в характеристиках моторных масел. В таблице ниже мы собрали для вас все еще действующие спецификации ACEA.

Последовательность ACEA Область применения/требования
A3/B3 Вязкость HTHS ≥ 3,5 мПа·с, меньшие потери на испарение, высокая чистота поршня и устойчивость к окислению, срок годности до 2023 г
A3/B4 Вязкость HTHS ≥ 3,5 мПа·с, соответствует требованиям для дизельных двигателей с непосредственным впрыском
A5/B5 Вязкость HTHS 2,9-3,5 мПас, остальные стандарты соответствуют A3/B4
A7/B7 High SAPS с низкоскоростным ранним зажиганием и защитой от износа для бензиновых двигателей с прямым впрыском с турбонаддувом, а также с защитой от отложений на компрессоре турбонагнетателя (TCCD) для современных дизельных двигателей с прямым впрыском
С1 Low SAPS, сульфатная зольность макс. 0,5%, HTHS ≥ 2,9 мПас, срок действия до 2023 г
С2 Mid SAPS, сульфатная зольность макс. 0,8%, HTHS ≥ 2,9 мПа·с
С3 Mid SAPS, сульфатная зольность макс. 0,8%, HTHS ≥ 3,5 мПа·с
С4 Low SAPS, сульфатная зольность макс. 0,5%, HTHS ≥ 3,5 мПа·с
С5 Mid SAPS, сульфатная зольность макс. 0,8%, HTHS ≥ 2,6 < 2,9 мПа·с
С6 Обеспечивает защиту от преждевременного зажигания и износа на низких оборотах для бензиновых двигателей с прямым впрыском топлива с турбонаддувом, а также защиту от отложений на компрессоре дизельного турбокомпрессора (TCCD) для класса low SAPS, совместимость с катализаторами и системами доочистки выхлопных газов GPF/DPF
E4 На основе MB 228.5, увеличенные интервалы замены масла, подходит для двигателей EURO III
E6 Рекомендуется для двигателей EGR и двигателей SCR NOX с сажевым фильтром в сочетании с топливом, не содержащим серы, с содержанием сульфатной золы ≤ 1%, срок действия до 2022 г
E7 Рекомендуется для двигателей EGR и двигателей SCR NOX без сажевого фильтра, содержание сульфатной золы ≤ 2%
E8 Заменяет ACEA E6, UHPD (Ultra High Performance Diesel), Low SAPS, для DPF, HTHS ≥ 3,5 мПа·с
E9 Рекомендуется для различных двигателей с EGR и двигателей SCR NOX с/без сажевого фильтра в сочетании с топливом, не содержащим серы, с содержанием сульфатной золы ≤ 1%, срок годности до 2022 г
E11 Заменяет ACEA E9, SHPD (Super High Performance Diesel), Mid SAPS, для DPF, HTHS ≥ 3,5 мПа·с

Группиивка по SEA

Вязкость HTHS

Современные двигатели требуют масел с пониженной вязкостью при высоких температурах. Это свойство характеризуется термином HTHS (High-Temperature-High-Shear-Viscosity - высокотемпературная высокоскоростная вязкость). С использованием таких масел вязкость при высоких температурах снижается, что уменьшает потери трения в двигателе. Топливо используется более эффективно, что приводит к снижению расхода топлива для достижения той же мощности двигателя.

Спецификации согласно API

API расшифровывается как American Petroleum Institute. Классы API описывают американские требования и критерии качества для моторных масел. Спецификация для моторных масел разделена на API S, API C и API F.

Буква "S" (Service) означает бензиновые двигатели легковых автомобилей. Буква "C" (Commercial) определяет требования для дизельных двигателей коммерческих автомобилей и грузовиков. В конце 2016 года для коммерческих автомобилей был дополнительно введен стандарт API F. Текущая спецификация API CK-4 была разработана с целью обеспечить обратную совместимость и для масел, HTHS значение которых > 3,5 мПа * с. Масла с релизом API FA-4 используются в более современных двигателях. HTHS значение находится между 2,9 и 3,2 мПа * с. Основное внимание уделяется дальнейшему снижению выбросов.

Дизельные двигатели легковых автомобилей не классифицируются по API, так как они практически не используются в США. Буквы S и C постоянно дополняются дополнительными буквами или цифрами для обновления стандартов. В настоящее время API SP и API CK-4 являются самыми современными спецификациями. Они обеспечивают обратную совместимость со старыми стандартами.

Классы по API

О чем следует помнить

В зависимости от конструкции двигателя, у него разные требования к моторному маслу. Качество масла и необходимые интервалы его замены определяются производителями транспортных средств на основе испытаний, учитывая систему фильтрации масла, металлургию и конструкцию компонентов двигателя. Поэтому всегда следуйте рекомендациям и одобрениям производителя, чтобы избежать повреждений и сохранить гарантийные претензии. Утверждения могут быть найдены в руководстве по эксплуатации вашего автомобиля. При необходимости, вы всегда можете получить консультацию у авторизованного сервисного центра.

Комментарии к статье
Добавить комментарий