Автомобильные статьи

Базовые масла технологии VHVI. Что такое VHVI? Какие базовые масла лучше?

Базовые масла технологии VHVI. Что такое VHVI? Какие базовые масла лучше?
Базовые масла технологии VHVI - это синтетические масла, которые имеют очень высокий индекс вязкости и производятся из высококачественных базовых масел с использованием новых технологий. Они обеспечивают синтетическим моторным маслам высокую производительность, защиту двигателя и экономию топлива, а также имеют более длительный срок службы и меньшее содержание вредных примесей, чем традиционные базовые масла.

Товар по теме:

Гидрокрекинг - преимущества технологии

Для разделения базовых масел по их техническим характеристикам API (Американский нефтяной институт) ввел соответствующую классификацию, разделяя их на пять групп. Градация осуществляется по индексу вязкости, насыщенности и содержанию серы. Насыщенность указывает на содержание изопарафинов и циклопарафинов в составе масла. Высококачественное базовое масло обладает высокой термической и антиоксидантной стабильностью, добавки в нем работают более эффективно. Для длительной и качественной работы смазочного материала важно значение чистоты базового масла. Ведь если оно содержит загрязняющие примеси, определенное количество добавок постепенно вступит в реакцию с их частицами. В этом случае эффективность добавок и свойства масла будут быстрее ухудшаться в процессе эксплуатации. При использовании альпийских базовых масел для производства смазочных материалов, больше добавок сохраняются в активном состоянии. Поэтому повышается эффективность масла.

Конечно, многие слышали о гидроочистке нефтепродуктов. Эти продукты относятся к третьей группе базовых масел в соответствии с классификацией API и часто уравниваются с полиальфаолефинами (группа IV). Гидроочищенные масла, произведенные компанией, получаются благодаря современной технологии производства базовых масел - технологии VHVI (Very High Viscosity Index - очень высокий индекс вязкости). Смазочная жидкость, хотя и относятся к третьей группе, имеют несколько другой углеводородный состав и характеристики, чем аналоги. По внешнему виду они практически прозрачные, что указывает на высокую степень очистки от вредных примесей, таких как ароматические соединения, сера, азот и т.д., имеют высокий индекс вязкости и такой же уровень испарения (а даже немного меньше), как полиальфаолефины (система NOck). Тем не менее, не все базы могут быть использованы для производства моторных масел. Для этого отбираются только особые категории, которые вместе с тщательно отобранными и сочетающимися с основой, добавками позволяют получить высококлассные масла. Это составляет технологию VHVI - технологию получения различных по свойствам базовых масел и смазочных материалов с хорошей низкотемпературной текучестью, отличной кумулятивной защитой двигателя, низким расходом и увеличенным интервалом замены масла. Комбинация их высокоэффективных добавок позволяет получать продукты, соответствующие требованиям известных мировых классификаций (API, ACEA, ILSAC), а также многих производителей автомобилей. Следует отметить, что многие производители смазочных материалов позиционируют масла, произведенные на основе базовых масел, полученных методом гидроочистки, в секторе синтетических масел. Другие все еще относят их к полусинтетическим, предпочитая называть синтетическими только масла, произведенные на традиционной синтетической основе. Каждая компания использует свои маркетинговые ходы, чтобы привлечь внимание к производимым продуктам и имеет право привлекать тот или иной продукт, произведенный для конкретного сектора. Масла, полученные методом гидрокрекинга, существенно отличаются от минеральных и близки к синтетическим по своим положительным характеристикам, однако везде есть свои "но". Подходы к этому вопросу ещё неоднозначны. А как называть классические продукты на основе синтетических базовых масел? "Полные" синтетики? В связи с этим идут достаточно ожесточённые дискуссии, и каждый защищает свою точку зрения.

thumb_EN 1-2

При производстве смазочных материалов применяет свою собственную разработку "VHVI технологию", благодаря которой получает базовые масла с очень высоким индексом вязкости (VHVI).

Технология VHVI придает им свойства, идентичные показателям 100% синтетических базовых масел: превосходит показатели аналогов по индексу вязкости, имеет гораздо меньшее испарение, практически не содержит вредных примесей, поэтому добавки в нем работают с очень высокой эффективностью.

Отличные характеристики базового масла в сочетании с идеально и точно сбалансированными пакетами активных присадок и обеспечивают очень высокий уровень качества смазочных материалов.

Уникальные свойства масел и смазок обеспечиваются каталитическим гидроочистительным процессом - последней и наиболее совершенной технологией переработки нефти, существующей на данный момент. Именно на основе этой технологии производится базовое масло VHVI (масло с очень высоким индексом вязкости), относящееся к III группе по классификации API (Американский нефтяной институт). Процесс гидроочистки, которому подвергается масло, приводит к превращению компонентов в углеводороды необходимой структуры, что сказывается на стабильности полученных масел и придает свойства, близкие к синтетическим.

Технология гидрокрекинга в производстве базовых масел стала действительно революционным этапом в развитии нового поколения моторных масел. Практическое применение этого процесса было получено в середине 70-х годов в США, а затем получило распространение в других регионах мира.

Производители базовых масел, полученных методом гидрокрекинга, обычно патентуют свои технологии производства и защищают их. Обычно эти технологии обозначаются сокращенными символами.

Технология VHVI придает маслам свойства, идентичные "синтетическим". Уникальные базовые масла VHVI превосходят стандартные показатели третьей группы по индексу вязкости, имеют гораздо меньшую испаряемость, содержат в несколько раз меньше ароматических углеводородов и серы. Поэтому моторные масла практически не изменяют свои исходные свойства на протяжении всего срока службы. Масло обладает отличной текучестью при низких температурах (при запуске холодного двигателя) и более высокой вязкостью при работающем двигателе, что идеально сопротивляется износу. Низкая испаряемость и высокая температура вытекания способствуют достижению минимальных показателей для моторного масла в двигателе.

Можно уверенно утверждать, что продукты технологии VHVI - смазочные материалы, предлагаемые сегодня на российском рынке, демонстрируют передовой уровень качества мировой нефтехимии, соответствуют последним отечественным и международным требованиям к смазочным материалам.

Базовые масла разделяются на пять групп, которые отличаются химическим составом и, следовательно, свойствами. От этого (и их смешивания) зависит, какое именно конечное моторное масло будет продаваться на полках магазинов. И самое интересное заключается в том, что производством базовых масел занимаются всего 15 глобальных нефтяных компаний, в то время как сами добавки, входящие в состав масел, намного больше. И здесь у многих возникает логичный вопрос: в чем разница между маслами и какое лучше? Но для начала имеет смысл разобраться с классификацией этих композиций.

thumb_EN 1-1

Группы базовых масел

Классификация базовых масел предполагает их разделение на пять групп. Это прописано в стандарте API 1509, Приложение E.

Масла 1-й группы

Данные составы получают путём очистки нефтепродуктов, оставшихся после получения бензина или другого топлива, химическими реагентами (растворителями). Их также называют масла грубой очистки. Основным недостатком таких масел является наличие в них большого количества серы, более 0,03%. Что касается характеристик, то у таких составов слабые показатели вязкостного индекса (то есть вязкость очень зависит от температуры и может работать нормально только в узком диапазоне температур). В настоящее время 1-я группа базовых масел считается устаревшей, и из них производят только моторные масла низшего класса. Вязкостной индекс таких базовых масел составляет 80...120. Диапазон температур 0°C...+65°C. Единственным преимуществом является низкая цена.

Масла 2-й группы

Базовые масла 2 группы получают в результате химического процесса, называемого гидроочисткой. Другое название - очистка нефтепродуктов высокой степени. Это также очистка нефтепродуктов, но с использованием водорода и высокого давления (фактически, процесс многоступенчатый и сложный). Результатом является практически прозрачная жидкость, которая является базовым маслом. Содержание серы менее 0,03%, и они обладают антиоксидантными свойствами. Благодаря своей чистоте, срок службы моторного масла, полученного на нем, значительно увеличивается, а отложения и нагар в двигателе сокращаются. На основе базового масла, полученного гидроочисткой, делают так называемые "NS-синтетики", которые некоторые специалисты относят к полусинтетическим. Вязкостный индекс в этом случае также находится в диапазоне от 80 до 120. Эту группу называют английским сокращением HVI (High Viscosity Index), что буквально переводится как высокий вязкостный индекс.

Масла 3-й группы

Эти масла получаются аналогичным образом, как и предыдущие, из нефтепродуктов. Однако, особенностью 3-й группы является повышенный индекс вязкости, его значение превышает 120. Чем выше этот показатель, тем получаемое моторное масло, в частности, может работать в широком температурном диапазоне, в том числе при сильных морозах. Часто на основе базовых масел 3 группы делают синтетики. Содержание серы в них составляет менее 0,03%, а сам состав состоит на 90% из химически стабильных, насыщенных водородом молекул. Еще одно название для этой группы - синтетические масла, однако на самом деле они ими не являются. Название группы иногда звучит как VHVI (Very High Viscosity Index), что переводится как очень высокий индекс вязкости.

Иногда группу 3+ выделяют отдельно, базой для которой не является нефть, а природный газ. Технология ее создания называется GTL (GAS-to-Liquids), то есть превращение газа в жидкие углеводороды. В результате получается очень чистое, похожее на воду, базовое масло. Его молекулы имеют прочные связи, которые устойчивы к агрессивным условиям. Масла, созданные на такой базе, считаются полностью синтетическими, несмотря на то, что при их создании используется гидроочистка.

Сырьевые компоненты 3-й группы отлично подходят для разработки топливосберегающих, синтетических, универсальных моторных масел в диапазоне от 5W-20 до 10W-40.

Масла 4-й группы

Эти масла создаются на основе полиальфаолефинов и являются основой для так называемых "настоящих синтетиков", которые отличаются высоким качеством. Это так называемое базовое масло полиальфаолефинов. Оно выполняется с помощью химического синтеза. Однако, особенностью моторных масел, полученных на такой основе, является их высокая стоимость, поэтому они часто используются только в спортивных и премиальных машинах.

Масла 5-й группы

Существуют отдельные типы базовых масел, которые включают все остальные соединения, не включенные в четыре перечисленные выше группы (грубо говоря, сюда входят все смазочные композиции, не относящиеся даже к автомобильной технике, которые не вошли в первые четыре). В частности, это кремнийорганические, фосфатные эфиры, полиалкиленгликоли (PAG), полиэфиры, биосинтетики, вазелин и белые масла и так далее. Они в основном являются присадками к другим составам. Например, эфиры служат добавками к основному маслу для улучшения его эксплуатационных свойств. Таким образом, смесь основного масла и полиалкиленгликолей обычно работает при высоких температурах, обеспечивая повышенную моющую способность масла и увеличивая его срок службы. Еще одно название таких композиций - синтетические масла. В настоящее время они являются самыми качественными и имеют наивысшие характеристики. Сюда относятся масла на основе эфиров, однако они производятся в очень малых количествах из-за их высокой стоимости (около 3% от мирового производства).

Таким образом, характеристики базовых масел зависят от способа их приготовления. А это, в свою очередь, влияет на качество и характеристики готовых моторных масел, используемых в автомобильных двигателях. Все же на масла, полученные из нефти, влияет их химический состав. Ведь это зависит от того, где (в каком регионе на планете) и как была добыта нефть.

thumb_EN 1-3

Какие базовые масла лучшие

Вопрос о том, какие базовые масла лучше, не совсем корректен, так как все зависит от того, какое масло нужно получить и использовать в конечном итоге. Для большинства бюджетных автомобилей вполне подходит «полусинтетика», созданная на основе смешивания масел 2, 3 и 4 групп. Если речь идет о хорошей «синтетике» для дорогих премиальных автомобилей, лучше купить масло на основе базы 4 группы.

До 2006 года производители моторных масел могли называть «синтетическими» маслами, полученными на основе четвертой и пятой групп. Которые считаются лучшими базовыми маслами. Однако в настоящее время это разрешено даже в том случае, если было использовано базовое масло второй или третьей группы. То есть только составы на основе первой базовой группы остались «минеральными».

Что происходит при смешивании видов

Смешивание отдельных базовых масел, принадлежащих к разным группам, разрешено. Таким образом, можно настроить характеристики конечных композиций. Например, если смешать базовые масла 3 или 4 групп с похожими составами 2 групп, то получится «полусинтетика» с повышенными эксплуатационными характеристиками. Если температурностойкие масла смешать с 1 группой, то также получится «полусинтетика», однако уже с более низкими характеристиками, в частности, высоким содержанием серы или других примесей (зависит от конкретного состава). Интересно, что масла 5 группы в чистом виде не используются в качестве базы. В них добавляют соединения из 3 и/или 4 групп. Это связано с их большой испаряемостью и высокой стоимостью.

Отличительной особенностью масел на основе PJA является то, что невозможно получить состав на 100% из PJA. Причина заключается в их очень плохой растворимости, а она необходима для растворения добавок, которые добавляются в процессе производства. Поэтому всегда добавляется определенное количество средств из нижних групп (третьей и/или четвертой) к маслам на основе PJA.

Структура молекулярных связей в маслах, принадлежащих к разным группам, различается. Так, в маслах низких групп (первой, второй, то есть минеральных маслах) молекулярные цепи похожи на ветвистую корону дерева с кучей "изгибающихся" ветвей. Эту форму легче свернуть в комок, что и происходит при замерзании. Соответственно, замерзание таких масел будет происходить при более высоких температурах. Наоборот, у масел высоких групп гидроуглеродные цепи имеют длинную прямую структуру, и им сложнее "свернуться". Поэтому они замерзают при более низких температурах.

thumb_EN 1-4

Производство базовых масел

В производстве современных базовых масел возможно самостоятельно контролировать коэффициент вязкости, температуру предела текучести, испарение и устойчивость к окислению. Как упоминалось выше, базовые масла изготавливаются из нефти или нефтепродуктов (например, мазута), а также производственного и природного газа методом конверсии в жидкие углеводороды.

Нефть в себе представляет сложное химическое соединение, которое включает в себя насыщенные парафины и нафтены, ненасыщенные ароматические олефины и так далее. Каждое такое соединение имеет положительные и отрицательные свойства.

В частности, парафины обладают хорошей стабильностью к окислению, но при низких температурах их свойства снижаются до нуля. Нафтеновые кислоты при высоких температурах образуют осадок в масле. Ароматические углеводороды неблагоприятно влияют на окислительную стабильность, а также смазочную способность. Кроме того, они образуют лаковые отложения.

Нефтеуглеводы нерастворимы, то есть меняют свои свойства со временем и при различных температурах. Поэтому от всех перечисленных веществ в базовых маслах нужно избавляться. И это делается разными способами.

Метан - это природный газ, который не имеет цвета и запаха, это самый простой углеводород, состоящий из алканов и парафинов. Алканы, которые являются основой этого газа, в отличие от нефтей, имеют прочные молекулярные связи и, следовательно, устойчивы к реакциям с кислотами и щелочами, не образуют осадков и лаковых отложений, но подвержены окислению при 200 °C.

Основная сложность заключается именно в синтезе жидких углеводородов, но конечный процесс сам по себе является гидрокрекингом, где длинные цепочки углеводородов на различные фракции разделяются, одна из которых - абсолютно прозрачное базовое масло без сульфатной золы. Чистота масла составляет 99,5%.

Коэффициент вязкости значительно выше, чем у масел, полученных из ПАО, они используются для изготовления экономных на топливе автомобильных масел с длительным сроком службы. Такое масло имеет очень низкую летучесть и отличную стабильность как при очень высоких, так и при экстремально низких температурах.

Группа 1. Основные масла группы 1 получают из чистой нефти или других нефтесодержащих материалов (часто отходов при производстве бензина и других видов топлива) селективной очисткой. Для этой цели используют один из трех элементов - глину, серную кислоту и растворители.

Таким образом, с помощью глины избавляются от азотистых и сернистых соединений. Серная кислота в сочетании с примесями обеспечивает отстой. А растворители удаляют парафиновые и ароматические соединения. Большинство используют растворители, потому что это наиболее эффективно.

Группа 2. Есть аналогичная технология, однако она дополнена высокоочищающими элементами с низким содержанием ароматических соединений и парафинов. Благодаря этому увеличивается стабильность к окислению.

Группа 3. Основные масла третьей группы на начальном этапе получают так же, как и масла второй группы. Однако их отличительной чертой является процесс гидрокрекинга. В ходе этого процесса нефтяные углеводороды гидрируются и крекингуются.

В процессе гидрирования из состава масла удаляют ароматические углеводороды (они впоследствии образуют лак на двигателе). Также удаляют серу, азот и их химические соединения. Затем начинается каталитический крекинг, в ходе которого расщепляются парафиновые углеводороды и происходит "пушистая", то есть изомеризация. Благодаря этому получаются молекулярные связи линейного вида. Сера, азот и другие элементы, оставшиеся в масле, нейтрализуются путем добавления добавок.

Группа 3+. Такие основные масла получаются таким же способом, как и масла третьей группы, только в качестве сырья используют не сырую нефть, а синтезированные из природного газа жидкие углеводороды.

Получение базовых масел начинается с подачи газа и кислорода в установку. Затем начинается этап газификации с производством синтез-газа, который представляет собой смесь окиси углерода и водорода. Затем происходит синтез жидких углеводородов. Далее в схеме GTL идет процесс гидрокрекинга полученной прозрачной восковой массы.

Благодаря процессу газожидкостного превращения получается кристально чистое базовое масло, которое практически не содержит примесей, характерных для сырой нефти. Самым важным представителем таких масел, произведенных с использованием технологии PurePlus, являются Ultra, Pennzoil Ultra и Platinum Full Synthetic.

Группа 4. Упомянутые полиальфаолефины (PJSC) играют роль синтетической основы для таких составов. Они являются углеводородами с длиной цепи около 10...12 атомов. Они получаются путем полимеризации (соединения) так называемых мономеров (коротких углеводородов длиной 5...6 атомов). Сырьем для этого являются нефтяные газы бутилен и этилен (другое название длинных молекул - децен). Процесс этого напоминает "сшивание" на специальных химических машинах. Он состоит из нескольких этапов.

На первом из них осуществляется олигомеризация децена для получения линейного альфаолефина. Процесс олигомеризации происходит в присутствии катализаторов, высокой температуры и давления. Второй этап - полимеризация линейных альфаолефинов, в результате которой получается нужный PJSC. Указанный процесс полимеризации происходит при низком давлении и в присутствии органометаллических катализаторов. На заключительном этапе фракционирования уходят на PAO-2, PAO-4, PAO-6 и так далее. Выбирают соответствующие фракции и полиальфаолефины для обеспечения необходимых характеристик базового моторного масла.

Группа 5. Что касается пятой группы, такие масла основаны на эфирах - эстерах или жирных кислотах, то есть органических кислотных соединениях. Эти соединения образуются в результате химических реакций между кислотами (обычно углеродом) и спиртами. Сырьем для их производства являются органические материалы - растительные масла (кокосовое, рапсовое). Иногда масло пятой группы делают из алкилированных нафталинов. Их получают алкилированием нафталинов олефинами.

Как видите, технология производства от группы к группе усложняется, что означает, что она становится более дорогой. Поэтому минеральные масла имеют низкую цену, а ПАО-синтетические - дорогие. Однако, если нужно учитывать много различных характеристик, а не только цену и тип масла.

Интересно, что масла, относящиеся к пятой группе, имеют поляризованные частицы в своем составе, которые магнитятся к металлическим деталям двигателя. Благодаря этому они обеспечивают лучшую защиту по сравнению с другими маслами. Кроме того, они обладают очень хорошими моющими свойствами, благодаря добавкам для очистки, которые сводятся к минимуму (или полностью исключаются).

Масла на основе эфиров (пятая базовая группа) используются в авиации, потому что самолеты летают на высоте, где температура значительно ниже, чем даже на крайнем севере.

Современные технологии позволяют создавать полностью биологически разлагаемые масла на основе эфиров, так как упомянутые эфиры являются экологически чистыми продуктами и легко разлагаются. Поэтому такие масла экологически безопасны. Однако из-за их высокой стоимости автолюбители скоро не смогут использовать их повсеместно.

thumb_EN 1-5

Состав моторных масел

В зависимости от того, какие характеристики должны быть у конечного автомобильного моторного масла, каждый производитель выбирает свой состав и соотношение веществ, включенных в него. Например, полусинтетическое масло, как правило, состоит из около 70% минерального базового масла (1 или 2 группы), или 30% гидрокрекингового синтетического (иногда 80% и 20%). Далее идет "игра" с добавками (они бывают антиокислительные, антиизносные, загустители, диспергаторы, детергенты, диспергирующие, модификаторы трения), которые добавляются в полученную смесь. Добавки обычно имеют низкое качество, поэтому полученный конечный продукт не обладает хорошими характеристиками и может использоваться в бюджетных и / или старых машинах.

Синтетические и полусинтетические композиции на основе базовых масел 3 группы сегодня являются самыми распространенными в мире. Они имеют английское обозначение SEMI SynTetic. Технология их изготовления сходна. Они состоят примерно из 80% базового масла (часто смешиваются различные группы базовых масел) и добавок. Иногда добавляют регуляторы вязкости.

Синтетические масла на основе базы 4 группы - это уже настоящий "синтетик" Full SynTetic, на основе полиалефинов. Они имеют очень высокие характеристики и длительный срок службы, но они очень дорогие. Что касается редких эфирных масел, то они состоят из смеси базовых масел 3 и 4 групп, с добавлением эфирного компонента в объемном количестве от 5 до 30%.

Недавно стали появляться "фольк-ремесла", когда в заполненное моторное масло машины добавляют около 10% готового эфирного компонента, чтобы, якобы, повысить его характеристики. Этого делать не следует! Это изменит вязкость и может привести к непредсказуемым результатам.

Технология изготовления готовых моторных масел - это не просто смешивание отдельных компонентов, в частности, баз и добавок. Фактически, эта смесь происходит этапами, при разных температурах, после разных интервалов. Поэтому необходима информация о технологии и соответствующем оборудовании.

Большинство современных компаний, имеющих такое оборудование, производят моторные масла с использованием разработок основных производителей базовых масел и производителей добавок, поэтому довольно часто можно встретить утверждение, что производители борются между собой и на самом деле все масла одинаковы.

Комментарии к статье
Добавить комментарий