Ресурсные испытания триботехнических составов "СУПРОТЕК" ФГОУ "Санкт-Петербургский Государственный Политехнический Университет", Кафедра двигателей внутреннего сгорания
Целью проведения работы являлось экспериментальное исследование влияние смазочной композиции «СУПРОТЕК» на основные показатели работы бензинового карбюраторного двигателя – эффективную мощность, расход топлива, показатели токсичности отработавших газов, а также на скорость износа основных сопряжений трения в ходе длительных 150-часовых моторных стендовых испытаний.
В процессе работы использовались оборудование и расчетно-экспериментальные методики исследования рабочих процессов в ДВС, разработанные на кафедре Двигатели внутреннего сгорания С-Петербургского государственного Политехнического университета.
Объект исследований
В качестве объекта исследований был выбран быстроходный форсированный карбюраторный автомобильный двигатель ВАЗ-2108 (4Ч 7.6/7.1) производства Волжского автозавода.
Описание испытательного стенда и измерительной аппаратуры
Моторные испытания двигателя ВАЗ-2108 проводились на испытательном стенде лаборатории ДВС кафедры Двигатели внутреннего сгорания СПбГТУ.
Результаты испытаний препарата «СУПРОТЕК»
В процессе испытаний использовалось смазочное масло «Лукойл» 10W40 и бензин марки А-92 «Славнефть». Бензин для проведения всех испытаний закупался одновременно, в начале испытаний.
Ниже, в табл.1-3, приведены результаты, полученные в ходе контрольных замеров параметров двигателя.
Здесь и далее в таблицах использованы следующие обозначения:
n –частота вращения коленчатого вала двигателя;
Ме –эффективный крутящий момент;
Nе- эффективная мощность;
Gт – часовой расход топлива;
ge – удельный расход топлива;
hе – эффективный к.п.д.;
hм – механический к.п.д.;
α – коэффициент избытка воздуха ( по показаниям газоанализатора);
Тог – температура отработавших газов;
СО – содержание окиси углерода в отработавших газах двигателя;
СО2 – содержание двуокиси углерода в отработавших газах двигателя;
NO – содержание окиси азота в отработавших газах двигателя;
СН – содержание остаточных углеводородов в отработавших газах двигателя.
Табл.9. Результаты определения скоростей износа основных деталей узлов трения двигателя ВАЗ-2108 до ( по усредненным данным испытания трех двигателей) и после обработки препаратом «Супротек»
Выводы
По результатам проведенной работы можно сделать следующие выводы:
Подтвердились ранее полученные выводы о положительном влиянии обработки препаратом «Супротек» на технико-экономические и экологические показатели испытуемого двигателя. Величины эффектов обработки, усредненные по основным режимам универсального цикла испытаний, сведены в табл. 10:
Таким образом, снижение расхода топлива по итогу всех обработок превысило 6.5%, рост эффективной мощности – 4.5%. Наблюдается определенное улучшение показателей токсичности отработавших газов по компонентам СО и СН. Изменение содержания оксидов азота не превысило пределов погрешности измерения.
- По итогам обработки двигателя препаратом «Супротек» наблюдается снижение момента потерь трения, наиболее заметное в зоне малых частот вращения коленчатого вала (до 30…35%). В зонах высоких частот вращения коленчатого вала этот эффект уменьшается до 8…12%.
- Наблюдается существенное улучшение показателей герметичности цилиндропоршневой группы, выражающееся в росте компрессии по всем цилиндрам, увеличения параметров полного и уменьшении параметров остаточного вакуума в цилиндрах.
- Снижение скорости износа по сопряжениям цилиндропоршневой группы двигателя, обработанного препаратом «Супротек», составило 30…45% , подшипников коленчатого вала – на 40…80%.
Приложение 1.
Приложение 2.