Автомобильные статьи

Кулинария масла. Чем отличаются моторные масла

Кулинария масла. Чем отличаются моторные масла
Любое моторное масло состоит всего из двух компонентов – базового масла и пакета присадок.

Товар по теме:

Что такое моторные масла и чем они отличаются? Как производятся? Ведь не зависимо от марки - все нечто жидкое, желтенькое и налито в канистры, которые по дизайну и качеству полиграфии уже не очень отличаются. Разница заметна в цене – ведь можно купить канистру масла и за 700 рублей, и за 7000! В принципе, по той же логике, и автомобили все одинаковы – мотор, четыре колеса и кузов. Но то, какие именно там «колеса и мотор», и отличает Ладу «Гранту» от «Феррари».

В маслах ситуация аналогичная. Любое моторное масло состоит всего из двух компонентов – базового масла и пакета присадок. И получается оно из этих компонентов простым смешением. Но от того каковы эти компоненты, зависит все – и качество, и применимость, и функциональные возможности конечного продукта, и его цена.

База в составе моторного масла составляет до 60-75% от объема, остальное – присадки.

А может ли товарное масло вообще не содержать присадок? Может! Но при этом мотор его будет переваривать очень плохо. Смазывать оно будет неважно, поскольку его вязкость будет нестабильной и чаще всего недостаточной, мыть и удерживать в себе грязь тоже не сможет. Защита от износа и задира, что крайне важно при пусках/прогревах двигателя и на переходных режимах, также будет неудовлетворительной. И жить такое масло будет очень недолго. Кроме того, от партии к партии свойства такого масла могут отличаться очень сильно.

Конечно, все это в определенной степени компенсируется, если применяются современные базовые масла, собранные из заранее заданного набора чистых углеводородов. Это позволяет проектировать часть свойств конечного продукта еще на стадии создания базы. В этом случае процент содержания пакета присадок может быть уменьшен. Тем не менее остается часть функций, которые выполняются только пакетом присадок.

Видов присадок несколько, и каждый из них отвечает за определенные функции моторного масла. Наиболее важны вязкостные присадки, набор полимеров, ввод которых в масло позволяет получить заданную вязкость, те самые цифры, которые выглядят как 10W-40, 5W-30, 10W-60 и тому подобные.

Моюще-диспергирующие присадки обеспечивают удаление отложений и их удержание в масле на пути до масляного фильтра. Депрессорные присадки облегчают пуск двигателя при низких температурах, препятствуя излишнему загущению масла.

Противозадирные присадки уменьшают вероятность задира при отсутствии масляной пленки на режимах пуска-прогрева, при экстремальных условиях работы двигателя.

Противоизносные, как следует из их названия, уменьшают скорость износа пар трения и продляют ресурс мотора. Противоокислительные присадки нейтрализуют кислоты, образующиеся при сгорании топлива и попадающие в картер двигателя вместе с отработавшими газами.

На рынке сейчас несколько сотен брендов моторных масел, при этом количество фирм, производящих базовые масла, всего несколько десятков. Обычно – это крупные нефтяные компании, имеющие свои НПЗ. Ведь технологии производства современных базовых масел требуют сложных дорогостоящих производств. Еще интереснее с производством присадок. Таких фирм в мире вообще можно на пальцах двух рук пересчитать. Тогда откуда берутся сотни брендов? Ведь под каждым еще десятка два-три конкретных марок масла! Все просто. В большинстве случаев эти фирмы занимаются просто смешиванием или, как это называют на зарубежный манер, блендированием базового масла, закупленного у фирмы Х, и пакета присадок, который им поставила фирма Y. Остается лишь расфасовать, дать рекламу и продавать, продавать, продавать...

Возникает вопрос – а действительно ли в таком случае все масла одинаковы? И платим ли мы только за громкое имя, покупая масло за три-четыре тысячи вместо аналогичного, но попроще, за полторы тысячи рублей? Залезая в техническое описание, что одних, что других масел, доступное каждому на сайтах соответствующих фирм, ни дилетант, ни специалист отличий не заметит. Тогда за что платим? Бренд, конечно, своих денег стоит, однако главное, все же, не в нем.

Серьезные фирмы, цена на масло которых будет повыше, отличаются стабильностью качества!

Главное, что определяет сохраняемость свойств масла и их стабильность от партии к партии, это качество базового масла.

Одно дело, когда фирма, блендируя товарное масло, использует базу именитого европейского производителя, четко зная, из чего она сварена и какими свойствами обладает, вне зависимости от того, когда его сварили – в январе, июле или ноябре. И совсем другое дело, если какой-то «Пупкин-Ойл» в январе купит базовое масло у фирмы Х, в июле – у фирмы Y, а в ноябре – у конторы Z. Если принцип выбора поставщика при этом лежит не в области качества продукта, а в цене, то о какой стабильности качества товарного масла можно говорить? В этой ситуации «плата за бренд» оказывается оправдана. Разница в стоимости разных масел, сулящая экономию, многократно меньше тех затрат, которые потребует возможный ремонт последствий этой экономии. Вспомните, что гарантийные обязательства автомобильного дилера в этих случаях не действуют, и сделайте вывод самостоятельно.

Таблица значений вязкости моторного масла по классификации SAE

Автомобильные масла — классификация SAE J-300 DEC99

Класс по SAE Вязкость низкотемпературная Вязкость высокотемпературная
Проворачивание Прокачиваемость Вязкость, мм2/с при t=100°C Min вязкость, мПа⋅с, при t=150°C и скорости сдвига 106 с-1
Max вязкость, мПа⋅с, при температуре, °C Min Max
0 W 6200 при -35°C 60000 при -40°C 3,8 - -
5 W 6600 при -30°C 60000 при -35°C 3,8 - -
10 W 7000 при -25°C 60000 при -30°C 4,1 - -
15 W 7000 при -20°C 60000 при -25°C 5,6 - -
20 W 9500 при - 15°C 60000 при -20°C 5,6 - -
25 W 13000 при -10°C 60000 при -15°C 9,3 - -
20 - - 5,6 <9,3 2,6
30 - - 9,3 <12,6 2,9
40 - - 12,6 <16,3 2,9 (0W-40; 5W-40; 10W-40)
40 - - 12,6 <16,3 3,7 (15W-40; 20W-40; 25W-40)
50 - - 16,3 <21,9 3,7
60 - - 21,9 26,1 3,7

Подробно о группах моторных масел рассказывается в статье "Масляной базис. Группы моторных масел" (читать...)

Комментарии к статье
Добавить комментарий