Круглосуточная горячая линия (бесплатно по России)
8 (800) 200-06-61
Получить дисконтную карту Интернет-магазин
Автомобильные статьи

АПИлог масла. Классификация моторного масла по API

АПИлог масла. Классификация моторного масла по API
Продолжим разговор о выборе масла. С вязкостью, его важнейшим параметром, определяющим рабочие характеристики, мы разобрались в предыдущих статьях.

Продолжим разговор о выборе масла. С вязкостью, его важнейшим параметром, определяющим рабочие характеристики, мы разобрались в предыдущих статьях. Однако масло жидкость многофункциональная, и его качество определяется не только вязкостью (читать подробнее о моторном масле "Супротек"...).

На этикетке любого масла есть набор загадочных буковок, например: API SM/CF, ACEA A3/B4. Что это? Как, ориентируясь на них, правильно подобрать масло? Эти буковки означают принадлежность масла к одной из групп в разных классификациях качества моторного масла.

Классификация по API

Наиболее распространенной зарубежной классификацией эксплуатационных свойств считается классификация API (American Petroleum Institute, Американский Институт Нефти), связывающая свойства масел с условиями работы двигателей. Индекс категории состоит из двух букв, первая из которых определяет тип двигателя:

  • S (Service Station) - бензиновые двигатели и C (Commercial) - дизельные двигатели;
  • вторая (сейчас это G, F, J, L, M, N) определяет уровень эксплуатационных свойств.

Статьи по теме "Моторное масло"

  1. Кровь мотора. Основные функции моторного масла
  2. Масляный базис. Группы моторных масел
  3. Кулинария масла. Чем отличаются моторные масла
  4. Синтетическое масло против минерального (теория)
  5. Синтетика против минералки (практика)
  6. САЕнтология масла. Классификация моторных масел по SAE
  7. Индексация масла. Индекс вязкости моторного масла
  8. АПИлог масла. Классификация моторного масла по API
  9. Допуск формы «Мерседес». Рекомендованное моторное масло
  10. Читаем инструкцию...Выбор синтетического масла

Индекс может быть дробным и включать коды двух категорий, это означает, что тогда масло с точки зрения применения универсально и подходит как для бензиновых, так и для дизельных двигателей.
Высокий уровень форсирования автомобильных двигателей европейского производства, в целом, более высокий, чем в США, заставил Ассоциацию Европейских Производителей Автомобилей (ACEA) ввести свои требования к качеству масел, более жесткие, чем предполагает API. Согласно требованиям АСЕА в редакции 2016 года, масла по своим свойствам подразделяются на классы: для бензиновых двигателей - А1, А3, А4, А5; для дизелей легковых автомобилей - В1, В2, В3, В4, В5; для дизелей грузовых автомобилей - Е6 и Е7. Сейчас введена еще и группа универсальных масел, пригодных к использованию как в бензиновых, так и дизельных двигателях, и обозначается она С1, С2, С3, С4. В инструкциях по эксплуатации автомобилей обязательно указывается и класс масла по вязкости (SAE), и категория уровня качества (API, ACEA). Это важно, поскольку в этих классификациях указываются требования, прямо влияющие на работу масла в двигателе. Это те характеристики, которые у свежего масла просто так не измеришь (в отличие от вязкости или щелочного числа, например). Для их определения используются специальные методы, в основном предписанные стандартами ASTM, и построены они на базе длительных моторных стендовых или имитационных испытаний двигателей. Определяются они в баллах относительно аналогичных параметров некого масла, принимаемого за эталон.

Требования к моторному маслу по API\ АСЕА


Требований, которым должно соответствовать масло всего семь. Первое – защита двигателя от износа. Она определяется по суммарной потере массы контрольных деталей двигателя при работе на испытуемом масле по заданному циклу испытаний по сравнению с эталонным маслом. Второе – склонность к образованию лаков, отложений, которые формируются при высокотемпературном разложении масла, в основном, на боковых поверхностях поршней в зоне работы поршневых колец и на стержнях клапанов. Эти отложения опасны тем, что они мешают нормальной работе поршневой группы и клапанного механизма. Чем масло качественнее, тем меньше таких отложений оно дает. Третье –склонность к образованию низкотемпературных гудроноподобных отложений, формирующихся в масляном поддоне, каналах системы смазывания, в механизме газораспределения, там, где температура масла сравнительно низка: 90-120 С. Они мешают прокачке масла через каналы системы смазывания, быстро засоряют масляный фильтр и в итоге могут вести к нарушению смазывания подшипников. Четвертое энергосбережение, способность масла снижать расход топлива двигателем по сравнению с эталонным маслом. Пятое –окислительная стабильность, которая прямо влияет на срок службы масла. Окисление это один из основных процессов, меняющих свойства масла в процессе его работы в двигателе, и чем меньше масло окисляется, тем больше оснований назвать его «долгоиграющим», или «LongLife», как сейчас очень модно. Шестое – склонность к сажеобразованию. Масло в процессе своей работы частично угорает, и желательно, чтобы горело оно, не оставляя следов в виде сажи. Отчасти это определяется структурой базового масла, частично – концентрацией некоторых присадок, содержащих в своем составе несгораемые элементы, типа металлов (противоизносные, противозадирные, моюще-диспергирующие присадки, например). Это особо важно для современных дизелей, на которых установлены сажевые фильтры. Их замена стоит очень дорого, а ресурс работы во многом определяется качеством масла.

На гистограмме можете сравнить современные допуски, действующие в США (API) и в Европе (ACEA) по тем самым семи признакам, о которых говорится в статье Седьмое –совместимость к работе с катализаторами. Ремонт катализаторов тоже недешевое занятие. Из строя же они выходят, когда «слипаются» соты активного элемента, то есть загрязняются продуктами неполного сгорания масла. Именно поэтому те свойства масла, которые влияют на его угар и полноту его сгорания в цилиндре, прямо влияют и на совместимость с катализаторами. Значит ли это, что любому мотору, независимо от его конструкции и года выпуска полезно масло самой высокой группы качества? Нет, не значит. Использование масла, допустим, класса SN/CF или А5/В5 на «старичке» 1990 года выпуска в лучшем случае может быть бесполезной тратой денег.А в худшем по некоторым параметрам он может и пострадать. Требования, диктуемые совместимостью масла с моторами Евро-5 и выше, накладывают свои ограничения, в частности, по содержанию и составу присадок. Снова возникает ситуация компромисса: мы что-то улучшаем, но за счет чего-то. Как раз этого «чего-то» может и не хватить пожилому мотору.

Вывод

Вывод не удивит неожиданностями: читайте инструкцию по эксплуатации автомобиля, где четко прописаны все требования к маслу. Им и надо следовать. А вот какое именно масло перед вами на полке, помогут понять индексы категорий качества.

Статьи по теме "Моторное масло"

  1. Кровь мотора. Основные функции моторного масла
  2. Масляный базис. Группы моторных масел
  3. Кулинария масла. Чем отличаются моторные масла
  4. Синтетическое масло против минерального (теория)
  5. Синтетика против минералки (практика)
  6. САЕнтология масла. Классификация моторных масел по SAE
  7. Индексация масла. Индекс вязкости моторного масла
  8. АПИлог масла. Классификация моторного масла по API
  9. Допуск формы «Мерседес». Рекомендованное моторное масло
  10. Читаем инструкцию...Выбор синтетического масла
Добавить комментарий
Комментарии к статье