Литол-24 – один из самых распространенных видов консистентных смазок, используемых для снижения фрикционного воздействия на трущиеся поверхности деталей вращения, подшипников, редукторов и других узлов машин и промышленных механизмов. Само название этого смазочного материала стало нарицательным и применяется в просторечии ко всем густым антифрикционным и антизадирным смазкам.
Что такое Литол-24?
Большинство классических консистентных антифрикционных смазок изготавливают из минерального нефтяного масла с добавлением загустителя. В качестве наиболее подходящего сгущающего агента используют кальциевое или литиевое мыло, каждое из которых придает готовому смазочному материалу определенные технико-эксплуатационные свойства.
Литол – это густая однородная консистентная смазка, в основе которой нефтяное масле и загуститель в виде литиевых омыленных жиров. Именно наличие литиевого мыла дало название этой простейшей по своему составу и одной из самых эффективных антифрикционных смазок, которую разработали и внедрили в производство еще во второй половине прошлого столетия.
Литиевые густые антифрикционные смазки и Литол-24 в частности изготавливают в соответствии с техническим регламентом ГОСТа 21150-87 из минерального масла, загущенного 12-оксистератом лития (омыленное гидроксидом лития гидрированное касторовое масло). Образованная эмульсия представляет собой густой гель стабильной консистенции и гомогенизации (однородности).
Уже более 50 лет Литол-24 остается одной из самых распространенных смазок, которую используют практически во всех отраслях промышленности:
- машино-, станко-, авиа- и судостроение;
- тяжелая строительная спецтехника;
- металлургия и металлообработка;
- станки легкой промышленности;
- грузоподъемная техника, краны и лифты;
- гидроэнергетика и прочие электростанции;
- пищеперерабатывающее оборудование.
Состав и технико-эксплуатационные характеристики консистентной смазки Литол-24 позволяют использовать ее практически во всех машинах и механизмах вне зависимости от мощности и условий эксплуатаций. При наличие соответствующих присадок литиевые антифрикционные смазочные материалы можно применять в широком диапазоне температур – от экстремально низких на крайнем севере России, до жаркого пустынного климата. При этом Литол-24 устойчив к влаге, а воздействие на него пыли незначительное.
Купить Литол-24 можно в удобной фасовке в ведрах по 18 кг или в бочках по 180 л, а также в удобных тубах по 400 грамм для бытового использования и небольшого ремонта техники.
Особенности Литола-24
- Стабильность к механическому и химическому воздействию – отличительная особенность консистентной антифрикционной Литола-24. Благодаря этому ее используют в механизмах и подшипниках, работающих в условиях повышенных нагрузок и экстремального воздействия агрессивных сред.
- Широкий диапазон температур – еще одно преимущество Литола. Смазка считается морозостойкой и сберегает свои антифрикционные свойства даже при -60°С. При этом верхний температурный предел, при котором смазочный материал остается однородным и не расслаивается, достигает +120...140°С.
Однако смазанные Литолом без морозостойких присадок узлы не рекомендуется эксплуатировать длительное время при температуре ниже -30°С. Аналогично и верхний температурный предел считается допустимым при кратковременном повышении температуры вследствие воздействия больших нагрузок на трущиеся поверхности узлов механизма, а нормальная рабочая температура для Литола – не более +90°С. - Влагостойкость. Литол обладает высокой устойчивостью к воздействию влаги. Вода – один из негативных факторов для большинства металлических деталей трения. Она провоцирует коррозию, вымывает и вспенивает смазки, ухудшает антифрикционные свойства. При этом литиевая консистентная смазка Литол-24 образует стабильную защитную влагостойкую пленку, которая не вымывается водой и не превращается в водную эмульсию. Литол не восприимчив даже к кипящей воде.
- Отличная адгезия. Литиевая антизадирная смазка Литол-24 обладает высокими адгезионными характеристиками. Она удерживается практически на всех распространенных конструкционных материалах, какой бы идеально гладкой не была поверхность детали.
- Диэлектрические свойства. Литол не проводит ток, благодаря чему его широко используют для смазывания подвижных элементов электротехнического оборудования и электроприводов.
- Длительный срок хранения. Гарантийный срок использования Литола согласно ГОСТу – 5 лет. Однако на практике он значительно дольше, поскольку состав литиевой смазки достаточно простой и стабильный. Даже после истечения срока хранения достаточно лишь убедить в однородности смазочного материала, а в остальном он в полной мере сохраняет свои свойства намного дольше 5-летнего срока.
Еще одно неоспоримое преимущество антифрикционной густой смазки Литол-24 – ее относительно малая цена. Именно сочетание невысокой стоимости и хороших эксплуатационных свойств сделало Литол одной из самых распространенных консистентных смазок, которая не уступает лидирующих позиций уже полвека.
Есть у консистентной литиевой смазки Литол-24 и несколько незначительных недостатков.
- Литиевая антифрикционная смазка высыхает на открытом воздухе, полностью теряя все свои технико-эксплуатационные преимущества. Именно поэтому Литол нельзя использовать в качестве консерванта для деталей, узлов и техники при постановке их на длительное хранение (консервацию). Использовать Литол-24 можно только в закрытых узлах.
- При длительном хранении Литол может расслоиться, при этом обратная гомогенизация (смешивание фракций) невозможна в обычных условиях. Поэтому важно проверять однородность литиевой смазки после долгого хранения. Однако, если расслоения не произошло, Литол-24 можно использовать даже после истечения срока, указанного производителем.
Особенности применения
Простой состав литиевой антифрикционной смазки Литол-24 включает в себя практически безвредные для экологии и нетоксичные для человека компоненты. Минеральное масло – само по себе природный материал, а литиевое мыло – омыленное касторовое масло. Тем не менее использовать Литол нужно только в хорошо проветриваемых помещениях.
Нежелателен контакт Литола с кожей. Это не критично и не опасно, но лучше воспользоваться перчатками во время нанесения и снятия литиевых консистентных смазок. При попадании на слизистые оболочки, в рот, в пищевод или в органы дыхания необходимо срочно обратиться к врачу, поскольку возможно присутствующие в литиевой смазке улучшающие присадки могут быть опасными для здоровья.
Любая антифрикционная антизадирная консистентная смазка на основе нефтяного масла – огнеопасна. Литол-24 – это горюче-смазочный материал, а значит, хранить его и использовать нужно вдали от открытого огня или иных источников воспламенения. Температура возгорания Литола – всего +199°С в открытом состоянии и +183°С в закрытом. Это очень мало, ведь температура тлеющего окурка достигает +300°С. При этом тушить горящий Литол нужно исключительно пенными огнетушителями или в исключительных случаях путем распыления воды.
Литол-24 – универсальная антифрикционная консистентная смазка, обладающая хорошей влаго- и морозостойкостью и сохраняющая свои свойства на протяжении длительного срока службы узла машины или оборудования. Это определило ее широкое применение в промышленности, в автомобильной и прочей транспортной технике, включая тяжелую спецтехнику, в технологическом оборудовании и даже в быту.
Литол-24 закладывают в подшипники скольжения и качения с расчетом сохранения ее антифрикционных характеристик на протяжении всего срока эксплуатации детали. Литолом заправляют редукторы, шарниры и другие узлы с шестеренчатыми и прочими видами соединения, в которых контактирующие поверхности испытывают повышенные фрикционные нагрузки. Кроме того, Литолом смазывают:
- вращающиеся валы и оси машин и механизмов;
- петли и резьбовые крепления;
- тросы подъемных механизмов, включая краны, лебедки и лифты.
Заменяют литиевую антифрикционную смазку Литол-24 в большинстве случаев только при капитальном ремонте машины или промышленного оборудования. Внеплановая замена Литола происходит при нарушении условий нормально эксплуатации узла и проникновения внутрь него в зону работы смазочного материала чрезмерного количества влаги или пыли.
Несмотря на отличную влагостойкость Литола, степень его вымываемости водой составляет 6,5%. Этого достаточно для критического снижения антифрикционной защиты трущихся деталей при длительном воздействии обильного количества влаги. Грязь, пыль, нагар, частицы ржавчины и другие твердые частицы, попавшие в смазку при нарушении условий работы узла, превращают Литол в абразивную пасту, которая ускоренными темпами изнашивает металлические детали трения.
Именно в таких ситуациях при попадании внутрь большого количества воды и грязи необходима замена антифрикционной антизадирной смазки. В остальных случаях Литол хорошо работает на протяжении всего срока службы подшипников, шарнирных соединений и других элементов машин и механизмов.
Конкуренты и аналоги Литола-24
Антизадирная консистентная литиевая смазка Литол-24 остается одной из самых популярных как в России, так и на всем постсоветском пространстве. Есть у Литола и немало конкурентов со схожими технико-эксплуатационными характеристиками. При этом некоторые производители нередко выпускают свою литиевую смазку с незначительно измененным составом под оригинальными брендами, однако на деле это оказывается все тот же Литол-24, известный в промышленности уже более 50 лет, как надежная морозо- и влагостойкая антифрикционная литиевая смазка.
Универсальная противозадирная смазка широкого спектра применения. Смазка разработана как аналог литиевых смазок «Литол», «Литол 24», но превосходит их водостойкостью, механической стабильностью, лучше удерживается в узлах трения. Смазка предназначена для использования в среднескоростных подшипниках качения в ходовой части автомобилей, шарнирах и шкворнях тяжелой техники, редукторах и узлах бытового инструмента, при обслуживании промышленного оборудования и системах АЦС.
Среди наиболее распространенных зарубежных и отечественных истинных аналогов Литола можно выделить несколько наиболее схожих по свойствам и эксплуатационным характеристикам.
- ФИОЛ-1, 2, 3. Это самая похожая на Литол по основным характеристикам и сферам применения смазка на базе нефтяного масла и литиевого загустителя. Существует три разновидности в зависимости от консистенции – от самой густой Фиол-3 до менее консистентной Фиол-1.
- Солидол – густая универсальная водостойкая смазка на основе синтетического кальциевого загустителя. Солидол, как и Литол широко применяется при низких температурах с допустимым пиком до -50°С в достаточно мощных узлах и подшипниках машин и промышленных механизмов.
- ЦИАТИМ-201. Это предшественник Литола и по своим эксплуатационным характеристикам немного уступает ему. Это менее вязкая антизадирная смазка, чем Литол-24, но она также хорошо работает при экстремальных морозах до -60°С. Кроме того, это токопроводная смазка, которую в отличие от Литола нельзя применять в электротехническом оборудовании.
- MOBIL Unirex EP2 – пластичная антизадирная смазка на основе минерального масла с комплексным загустителем (литиевое мыло и полимерный комплекс). Используют в сильно нагруженных узлах техники и промышленного оборудования, в т.ч. и при температуре до -50°С.
- SHELL Gadus S2 V100 2. Смазка обладает высокой степенью устойчивости к окислению, к повышенной вибрации и механическому воздействию. Широко применяется в машинах и механизмах зарубежного производства.
Таблица сравнения свойств Литола-24 с аналогами
Название антизадирной смазки | Диапазон рабочих температур | Отличительные особенности | Средняя цена, руб./кг |
Литол-24 | -60…+140°С | - влагостойкая;
- морозостойкая;
- механическая и химическая стабильность;
- длительный срок службы;
- универсальная.
| от 600 |
Солидол | -30...+70°С | - загуститель – кальциевое мыло;
- водостойкая;
- применяют в подшипниках и шарнирах.
| от 200 |
ФИОЛ | -40...+120°С | - применяют в легконагруженных подшипниках, на гибких валах и тросах, в маломощных редукторах.
| от 500 |
ЦИАТИМ-201 | -60...+90°С | - морозостойкая;
- низкая вязкость;
- токопроводная.
| около 500 |
MOBIL Unirex | -50...+120°С | - литиевый загуститель с полимерами;
- небольшая вязкость;
- влагостойкая;
- хорошая адгезия.
| 600...1600 |
SHELL Gadus | -30...+130°С | - хорошо работает при высоких температурах;
- виброустойчивая.
| 500...600 |
Дата публикации: 28-10-2022 Дата обновления: 30-10-2023
Сергей Соловьев (Технический специалист) Старший технический консультант отдела научного развития ООО "НПТК Супротек". Автослесарь со стажем. С детства разбирается в конструкции автомобилей, мастер самодельного транспорта. Свой первый мопед собрал в третьем классе.