Консистентные смазки EP 2 предназначены для минимизации воздействия трения и прочих деструктивных факторов при работе подшипников, шарнирных соединений и других узлов машин и механизмов. Износ трущихся поверхностей, задиры и критическое увеличение зазора между сопряженными деталями, а также выгорание втулок подшипников скольжения – все это типичные проблемы при неправильном выборе смазки, несоответствующей температурным, мощностным и иным условиям эксплуатации.
Пластичные смазки с присадками EP 2 позволяют максимально защитить поверхности трения от ускоренного износа, снизить коррозию металла, предотвратить заклинивание и прикипание деталей вращения, выгорание подшипников и разбалансировку вращающихся валов. Специально подобранный комплекс присадок продлевает срок службы как самой смазки, делая ее устойчивой к воздействию большинства негативных факторов, так и смазанного ею узла машины или промышленного оборудования в целом.
Что означает маркировка EP-2?
Буквенное обозначение EP в маркировке промышленных смазок – это аббревиатура от английского «Extreme Pressure» (экстремальное давление). Такое обозначение используют в смазочных материалах, улучшенных специальными присадками. Подобные компоненты повышают противозадирные, антикоррозионные, антифрикционные и другие характеристики смазки даже в условиях работы под высокой нагрузкой.
Другими словами, смазки с маркировкой EP – это высоконадежные смазочные материалы, обладающие повышенной стойкостью к разрыву масляной пленки при высокой степени сдавливания между трущимися деталями. Комплекс антизадирных присадок позволяет уменьшить износ в точках контакта за счет активации специальных компонентов при повышении температуры в результате сильного сдавливания.
В соответствии с европейской системой стандартизации (немецкий стандарт DIN 51 502) все противозадирные смазки классифицируют по степени вязкости и рабочей температуре на четыре класса (NLGI):
- 0 – жидкие смазочные материалы с рабочей температурой – от -20°;
- 1 – полужидкие низкотемпературные ГСМ для слабонагруженных узлов;
- 2 – мягкие консистентные смазки с рабочей температурой – от -50°С;
- 3 – полутвердые сверхнизкотемпературные смазочные материалы.
Цифровая маркировка в смазках EP 2 обозначает класс вязкости NLGI 2 – консистентные мягкие смазочные материалы.
Классификация смазок EP
Европейский стандарт DIN 51 502 используют во многих странах мира, в т.ч. и в России, принимая его за основу для классификации промышленных смазок в целом и смазочных материалов с присадками EP в частности. Классификация и маркировка основывается согласно стандарту на пяти критериях.
- Сферы применения (подшипники, шарниры, уплотнители и т.п.).
- Основа (силикон, синтетическое масло и т.д., но для ГСМ на базе нефтяного масла это обозначение в маркировке опускается).
- Присадки (для смазок серии EP в их маркировке всегда будет буква P, обозначающая наличие противозадирных компонентов).
- Класс вязкости (NLGI – от 0 до 3).
- Рабочие температуры (буквой обозначают верхний предел, а цифрами – нижний).
Более подробная расшифровка буквенных обозначений в маркировках промышленных смазок в таблице.
Буквенная маркировка | Обозначение |
По назначению |
G / OG | Передачи |
K | Подшипники и шарниры |
M | Уплотнительные элементы |
По виду основы смазочного материала |
E (PH) | Эфир (ортофосфорной кислоты) |
FK | Фторуглеводородная |
HC | Синтетическая масляная |
PG | Полигликолевая |
SI | Силиконовая |
X | Прочие |
По наличию присадок |
P | Противозадирные |
F | Твердые |
По верхнему пределу рабочей температуры, °С |
C, D | 60 |
E, F | 80 |
G, H | 100 |
K, M | 120 |
N | 140 |
P | 160 |
R | 180 |
S | 200 |
T | 220 |
U | > 220 |
Для примера рассмотрим характеристики смазки Grease EP 2, которой согласно стандарту DIN соответствует маркировка KP2K-30:
- K – используется для смазывания подшипников, шарниров и других поверхностей скольжения;
- P – присутствуют присадки, придающие смазке противозадирные свойства;
- 2 – вязкость смазочного материала соответствует второму классу (NLGI 2);
- K – рабочая температура – до +120°С;
- 30 – минимальный температурный предел – до -30°С.
Отсутствие в маркировке буквенного обозначения базовой масляной основы говорит о ее нефтяном происхождении. Непосредственно в торговом наименовании смазки Grease Li V220 EP 2 указывают тип загустителя – литиевый (Li) и вязкость базового масла при 40°С – 220 мм²/с (V220), как основную характеристику смазочного материала.
Производство противозадирных смазок
- Основная технология изготовления или «варки» промышленных пластичных смазочных материалов базируется на использовании минерального нефтяного или синтетического масла, которое сгущают до необходимой вязкости кальциевым или литиевым мылом.
- Кальциевые консистентные смазки с противозадирными EP присадками обладают отличными антикоррозионными свойствами и хорошо работают в экстремальных эксплуатационных условиях, в т.ч. и при повышенных температурах.
Литиевые смазки с противозадирными EP присадками отличаются высокой термо- и водостойкостью, а также повышенной механической прочностью.
Комплекс EP присадок позволяет улучшить основные технико-эксплуатационные характеристики смазок:
- расширить диапазон рабочих температур сразу в обе стороны или в одну из них;
- увеличить степень сопротивляемости высоким нагрузкам;
- повысить стойкость к воздействию влаги и пыли;
- наделить противозадирными, антиокислительными и другими свойствами.
Кроме того, присадки EP помогают смазке увеличить адгезию с поверхностью металла, что делает защитный масляный слой стабильным даже при экстремально повышенном давлении на смазочный материал трущимися деталями.
Характеристики смазок с противозадирными присадками EP-2
Консистентные промышленные смазки на основе высокоиндексного минерального нефтяного масла с литиевым или кальциевым загустителями и комплексом присадок EP 2 работают даже в условиях повышенных нагрузок и обладают рядом важных эксплуатационных характеристик.
- Противозадирные свойства. Присадки EP 2 улучшают адгезию смазки с металлическими деталями, которая полностью заполняет микроскопические неровности на поверхности металла, что сводит к минимуму фрикционное воздействие и образование задиров.
- Нагрузка сваривания при диаметре пятна износа меньше 0,6 мм превышает 2500Н, что позволяет эффективно противодействовать активному износу деталей и образованию задиров.
- Пыле- и влагостойкость. Смазки EP 2 устойчивы к воздействию влаги и пыли, что позволяет использовать их в технике, работающей в сложных климатических условиях под открытым небом и при сильной запыленности.
- Широкий диапазон рабочих температур. Присадки EP 2 позволяют расширить температурный диапазон в обе стороны, сделав такую смазку пригодной для работы как в условиях крайнего севера на морозе до -30°С, так и в жарком климате или в горячем цеху, когда температура узлов оборудования достигает в пике +160°С.
- Отличная прокачиваемость. Смазки EP 2 обладают достаточной пластичностью для их беспрепятственной прокачки как при крайне низких, так и при высоких температурах.
- Антикоррозионная защита металла. Присадки EP 2 позволяют свести к минимуму любые коррозионные процессы на обработанных смазкой металлических деталях.
- Механическая стабильность. Улучшенный присадочный комплекс позволяет добиться увеличения срока службы смазочного материала даже при долгом хранении и продолжительных воздействиях деформаций сдвига.
Промышленные консистентные смазки EP 2 поддерживают стабильную смазывающую пленку на поверхности трущихся деталей и валов вращения в экстремальных эксплуатационных условиях, сохраняя все свои изначальные органолептические и прочие физико-механические характеристики.
Сферы применения
Главные сферы применения смазок EP 2 – скоростные сильно нагруженные механизмы и узлы дорожно-строительной спецтехники, сельскохозяйственной техники, промышленного оборудования и станков, а также кранов и мощных транспортных средств.
- Подшипники скольжения и качения всех видов и типоразмеров, в т.ч. на автомобилях, сельхоз- и спецтехнике, на промышленных конвейерных линиях, в станках и в прочем производственном оборудовании.
- Трансмиссия и детали ходовой части автомобильного транспорта, сельхозтехники и ремонтно-строительной техники.
- Электродвигатели, генераторы, шпиндели, вентиляторы и т.п.
- Водяные насосы.
- Бытовой и профессиональный электроинструмент.
- Зубчатые передачи и редукторы.
- Направляющие вагонеток и кареток.
- ШРУС и другие шарнирные высоконагруженные соединения.
- Пневмо- и гидроприводы.
- Спортинвентарь.
При выборе смазки важно руководствоваться рекомендациями производителя оборудования или техники относительно вязкости и температурного диапазона, а также учитывать такие негативные факторы, как чрезмерная влажность, запыленность и т.п.
Плюсы и минусы
Пластичные смазки с присадками EP 2 просты в использовании и неприхотливы в хранении в герметично закрытых емкостях в течение длительного срока, а также обладают рядом эксплуатационных преимуществ.
- Влагостойкость. Смазки EP 2, особенно с кальциевым загустителем, можно использовать даже в узлах механизмов, которые работают в чрезмерно влажной среде.
- Высокая адгезия. Кальциевые смазки с присадками EP 2 активно взаимодействуют с металлической поверхностью деталей, равномерно покрывая их масляной пленкой и обеспечивая противозадирные свойства.
- Защита от коррозии. Присадки EP 2 позволяют практически полностью купировать любые окислительные процессы.
- Механическая и термостабильность. Смазки EP 2 с кальциевым каркасом обладают большей стойкость к повышенным нагрузкам, сохраняя свой
- гомогенизированный (однородный) состав.
- Универсальность. Кальциевые и литиевые смазки EP 2 универсальны в своем применении – от бытового электроинструмента, до высоконагруженной спецтехники и промышленных станков.
Консистентные смазки EP 2 имеют и ряд недостатков, связанных с наличием в них пакета специальных присадок, которые в большинстве своем – жидкости. При высоких нагрузках в сочетании с повышенной температурой жидкие компоненты отслаиваются от кальциевой смазочной основы.
Этот процесс необратимый и после восстановления нормальных условий две разные фракции смазки EP 2 не гомогенизируются (не образуют однородной массы). Именно поэтому для высоконагруженных малоскоростных подшипников и шарнирных соединений рекомендовано использовать смазки без присадок, например, СКП-350.
Смазка СУПРОТЕК Экстрим EP-2 М220
Универсальная противозадирная смазка широкого спектра применения. Смазка разработана как аналог литиевых смазок «Литол», «Литол 24», но превосходит их водостойкостью, механической стабильностью и лучшей способностью удерживаться в узлах трения. Смазка предназначена для использования в среднескоростных подшипниках качения в ходовой части автомобилей, шарнирах и шкворнях тяжелой техники, редукторах и узлах бытового инструмента, при обслуживании промышленного оборудования и системах АЦС.
Российская компания «СУПРОТЕК» выпустила на отечественный рынок горюче-смазочных материалов высоконадежную пластичную смазку «Экстрим» EP 2 M220 для промышленного оборудования и станков, автомобилей, сельхоз- и спецтехники, средненагруженных узлов и механизмов, насосов, электродвигателей и прочих агрегатов.
Кальциевая основа в сочетании с минеральными маслами и комплексом инновационных присадок дают возможность обеспечить антикоррозионную и противозадирную защиту, а повышенные адгезионные свойства повышают смазываемость деталей и снижают текучесть.
Отличная влаго- и термостойкость (до +140°С с кратковременным увеличением до +160°С), а также механическая устойчивость смазок «Экстрим» EP 2 M220 обеспечивают их стабильность в любых экстремальных условиях эксплуатации машин и механизмов, включая запыленность.
Смазки СУПРОТЕК «Экстрим» EP-2 M220 можно купить в удобной фасовке по 400 г, а также в ведрах по 8 и 18 кг. Для крупных промышленных предприятий и оптовиков более выгодной будет фасовка в бочках по 185 кг.
Сравнительно низкая цена смазок «Экстрим» EP-2 M220 – еще одно их важное преимущество. Ценовой уровень отечественных смазочных материалов от СУПРОТЕК в разы дешевле импортных аналогов при абсолютно идентичных эксплуатационных характеристиках. Смазка «Экстрим» EP-2 M220 по своим свойствам и преимуществам аналогична смазочным материалам таких известных марок, как Shell GADUS, ENI-AGIP Grease, Castrol, Fuchs, Total, Chevron и другие.