Подбор составов по неисправности
Позвоните нам – мы с удовольствием ответим на все ваши вопросы. Бесплатная горячая линия: 8 (800) 200-06-61
Почему льет форсунка? Причины и последствия

Льет форсунка дизеля? Причины и последствия

Если вы оказались на этой странице, то скорее всего вы владелец автомобиля с дизельным двигателем и у вас есть подозрение, что некорректно работают форсунки. Попробуем помочь вам разобраться так ли это, в действительности. 

Первичные признаки того, что форсунка льет.


Одни и те же внешние симптомы технических проблем могут появляться в работе автомобиля по разным причинам. Ни один из признаков, обозначенных ниже, не является сам по себе доказательством того, что проблема кроется именно в форсунках. 

          1. Плавающие обороты – это наиболее характерный признак проблем в топливной системе. Это может происходить, как на холостом ходу, так и выражаться в неожиданных «подхватах» и «провалах», то есть самопроизвольном повышении и понижении тяги при постоянном положении педали акселератора. Несколько упрощая, можно сказать, что это вызвано «гуляющим» качеством впрыска – иногда форсунка вдруг открывается нормальным образом, а в другие моменты «залипает» или забиваются сопла распылителя. 

          2. Потеря мощности и одновременно рост расхода топлива – следствие любого нарушения впрыска. Неправильный впрыск не позволяет топливу сгорать в достаточном количестве. Система впрыска пытается компенсировать недостаток энергии дополнительной порцией топлива, что ведет к повышенному расходу. Такие же последствия могут вызывать и другие проблемы, например, сниженная компрессия.

          3. Затрудненный запуск. Неправильный впрыск, наличие большого количество топлива в камере сгорания после простоя, ухудшает условия запуска. Двигатель требует более долгой прокрутки стартером. Особенно это заметно в холодное время года. Постепенно, однако, камера сгорания разогревается от трения и работы свечей преднакаливания, двигатель заводится и «на горячую» работает более или менее нормально. 

          4. Копоть в выхлопе. Плохое сгорание топлива приводит к тому, что его недогоревшая часть попадает в выхлоп. Неполное сгорание может быть вызвано различными причинами, но облако черного дыма сразу после запуска с большей вероятностью указывает на проблемы именно с форсунками. 

          5. Стук в цилиндре или «жесткая работа» дизеля так же могут служить признаком неисправности форсунки. Как правило это следствие того, что подается избыточное количество топлива, которое при сгорании дает дополнительные усилия на поршень. 

    Сочетание описанных выше симптомов – вполне уважительная причина для того, чтобы обеспокоиться состоянием форсунок и отвезти автомобиль на диагностику. 

Диагностика состояния форсунок в техсервисе.


В профессиональном сервис-центре смогут оценить состояние топливной системы различными тестами, которые могут немного отличаться в зависимости от устройства форсунки. 

          • Проверка данных электронной системы управления двигателем с помощью сканера. Он может показать такие параметры как коэффициент коррекции впрыска по каждой форсунке и общей подаче топлива на холостом ходу. Сочетание этих двух параметров может многое рассказать о состоянии форсунок. 

          • Тест по объему обратного слива. В этом случае к сливному выходу из форсунок присоединяются емкости и можно визуально оценить, равномерно ли форсунки «отдают» топливо. 

          • Продувка форсунок. Вместо топлива в форсунку подается сжатый воздух и манометр показывает, есть ли утечки. Работоспособная форсунка в закрытом состоянии не дает воздуху уходить из внутренних полостей.

          • Замеры давления в различных отделах топливной системы также могут стать важной информацией для правильной диагностики. Иногда корень всех бед может крыться не столько в форсунках, сколько в состоянии насосов. 

        • Стендовые испытания форсунок, разумеется, дают наиболее достоверные результаты. Однако это может оказаться довольно дорогостоящей процедурой. 

Причины неисправности форсунок. 


Принцип действия форсунок в системах common rail подразумевает, что на запорную иглу воздействует давление топлива – снизу на плечики иглы оно давит вверх, а из управляющей камеры в верхней части форсунки – вниз. Пока управляющая камера закрыта, силы, действующие на запорную иглу уравновешены, и она закрывает дюзовые отверстия, поскольку прижата вниз пружинкой или усилителем давления сверху, в зависимости от конструкции конкретной форсунки. 
Для впрыска топлива, электронная система дает сигнал на электромагнитный клапан или на пьезоэлемент и это приводит к тому, что в управляющей камере открывается шариковый клапан и топливо начинает уходить из нее в обратный слив. Это снижает давление сверху, топливо «отжимает» запорную иглу вверх, освобождается доступ к соплам и производится впрыск. 
Когда система управления отключает сигнал, клапан закрывается, давление в управляющей камере повышается и прижимает запорную иглу вниз.
Основными проблемами в работе дизельных форсунок являются износ подвижных элементов и загрязнения. Они могут появиться в разных узлах форсунки, но в конечном итоге это так или иначе нарушает распределение давления топлива в топливных каналах и камерах, а это нарушает ход запорной иглы. 


    • Износ и загрязнения седла шарикового клапана. В верхней части форсунки находится шариковый клапан, который призван открывать обратный слив топлива и закрывать его по указанию системы управления подачей топлива. Если седло клапана изношено, то шарик не полностью перекрывает топливный канал, топливо поступает в слив, что не позволяет поднять давление в управляющей камере до нужных значений и запорная игла не закрывает доступ к соплам. Топливо просачивается в цилиндр, что приводит к его значительному расходу, появлению копоти, а потенциально грозит и гидроударом. 
    • Загрязнения в дросселе подвода топлива. В управляющую камеру топливо попадает через канал специально подобранного диаметра, который обеспечивает нужную скорость поступления топлива в камеру. При использовании некачественного топлива в этом канале могут появиться загрязнения. В этом случае при закрытии форсунки, управляющая камера будет наполняться дольше, чем следует, а форсунка будет дольше находиться в открытом состоянии. Это будет приводить к переливу топлива и может проявляться как стук в цилиндре. 
    • Износ конуса запорной иглы. При износе конуса игла может неплотно закрывать дюзовые отверстия, допуская протечки топлива в закрытом положении. При значительном износе увеличивается ход иглы, что увеличивает время необходимое для закрытия форсунки, а соответственно к переливу топлива в цилиндр.
    • Износ боковых поверхностей запорной иглы. Запорная игла двигается в канале с очень маленькими зазорами. В случае, если боковая поверхность иглы истерта или поцарапана частицами пыли и грязи в топливе, то вдоль канала будет протекать значительное количество топлива, снижая давление в нижней части форсунки. Это приведет к дисбалансу управляющего давления и неполному открытию форсунки. 
    • «Залипание» или «подклинивание» иглы. В случае возникновения загрязнений в канале, по которому смещается игла. Она может «застревать», задерживаться в своем движении. В этом случае топливо будет поступать в цилиндр неравномерно, что приведет к сбоям в работе двигателя. 
    • Загрязнение или износ дюзовых отверстий. При сужении (в случае загрязнений) или наоборот, при расширении (в случае износа) дюзовых отверстий топливо будет поступать в цилиндр неправильно. Изменится количество топлива, попадающее за один период открытия форсунки, а также пострадает распыл, поскольку микрокапли топлива будут неправильного размера. Это ухудшит сгорание топлива, приведет к снижению мощности двигателя.


Это не исчерпывающий список проблем. Неправильная работа форсунки может быть связана и с выходом из строя электромагнитных или пьезо элементов, нарушением в работе электронных датчиков или блока системы управления, избыточным или, наоборот, недостаточным входным давлением из-за проблем с насосом. Разобраться в точном сочетании всех факторов сложно. Для полноценной диагностики и установления причин нужны и специальные инструменты, и значительный опыт. 


Что делать если форсунка льет?


Как было сказано выше, причиной многих проблем в работе форсунки системы common rail являются загрязнения и износ элементов. Если вовремя отреагировать на первые симптомы ухудшения значительную часть проблем можно решить без замены или ремонта форсунки. 
Эффективным средством очистки и восстановления рабочих характеристик топливных форсунок является присадка SDA, которую нужно добавлять в дизельное топливо при каждой заправке автомобиля. 
Присадка содержит моющие компоненты, которые способны понемногу растворить и вынести загрязнения из топливных каналов в форсунке, управляющих камер, полости клапана. Кроме того, присадка SDA вносит в солярку смазывающие добавки. Они существенно снижают износ поверхностей запорной иглы распылителя, помогают уплотнить зазоры между ней и стенками канала, предотвращая потерю давления. 
Ингибитор коррозии защищает стальные детали от появления оксидных пленок и микрокаверн, возникающих из-за наличия в топливе воды. И, наконец, восстановительные компоненты присадки позволяют зарастить микроцарапины на поврехностях запорной иглы, седла клапана форсунки, что улучшает плотность прилегания деталей.
Важно понимать, что присадка SDA не является полноценной заменой ремонту. Как уже говорилось, на работу форсунок влияет множество факторов, и не все из них можно исправить средствами автохимии. Поэтому в случае ярко выраженных проблем – стук в цилиндре, трудный запуск, плавающие обороты, остановка работы двигателя и так далее – необходимо провести грамотную и полноценную диагностику топливной аппаратуры. 
Однако присадка SDA является крайне эффективным профилактическим средствам. Она улучшает характеристики дизельного топлива непосредственно в тот момент, когда оно попадает в бак. Она связывает частицы загрязнений и не дает им застревать и откладываться в топливных каналах, а смазывающие и антикоррозионные компоненты заметно замедляют естественный износ деталей. Все это вместе существенно продлевает срок службы топливной аппаратуры и в частности форсунок.