Состав и свойства
В состав пластичных смазок входят база, загуститель и различные присадки. База всех пластичных смазочных комплексов представляет собой жидкие масла. Обычно базовый компонент составляет до 90% состава. Остальное приходится на загуститель, который делает смазку малотекучей и пластичной, а также на добавки, обеспечивающие различные дополнительные характеристики, такие как стойкость к коррозии, к износу, антифрикционные и антизадирные свойства. Важно отметить, что все характеристики подавляющего большинства кальциевых смазочных материалов напрямую зависят от вида загустителя и его свойств, который фактически и определяет на тот или иной вид смазки. Каталог смазок
Практически все смазочные пластичные средства на кальциевой основе загущаются мылами, представляющими собой – соли кальция жирных кислот. Применяются кальциевые мыла двух видов. Первый – гидратированные в виде стеаритов, олеатов или пальмитатов кальция. Второй – сложные безводные мыльные комплексы. Во втором случае температура каплепадения может достигать 140°С. В первом эта характеристика меньше и достигает 100°С. Иногда в качестве загустителя в состав смазочного материала добавляют пигменты или углеводороды. Обязательным компонентом кальциевых смазочных составов является вода, содержание которой колеблется в пределах 3%. В консервационных смазках вода отсутствует.
Основные свойства кальциевых смазочных комплексов
Пенетрация – характеристика, определяющая консистенцию смазочного состава, т.е. степень его густоты. Этот параметр определяется по специальному методу. Суть его заключается в опускании металлического конуса в смазочный состав и измерении глубины его погружения. Чем глубже погружается конус, тем смазочный состав более жидкий и пенетрация его выше. Измеряется пенертация в миллиметрах. Единица измерения – 0.1мм.
Температура каплепадения. Эта характеристика определяет температуру, при которой смазочный комплекс из полутвёрдого состояния переходит в жидкость. Фактически этот параметр определяет температуру разрушения смазочного состава, т.е. при достижении которой и последующего охлаждения смазка теряет свои характеристики.
Кинематическая вязкость – параметр, определяющий текучесть смазочного состава при температурах 40°С и 100°С. Измеряется кинематическая вязкость в мм2/с или сантистоксы – 1сСт – 1 мм2/с = 10−6 м2/с.
Плотность. Параметр, определяющий объёмную массу смазочного вещества. Эта характеристика зависит от вида масла, составляющего базу, загустителя, формулы добавок и может быть в пределах 700-900кг/м3.
Температура вспышки – параметр, определяющий температуру смазочного состава, при которой его пары, выделяющиеся при нагреве и поднесении пламени, вспыхивают.
Коллоидная стабильность – параметр, характеризующий процент выделения базового масла из смазочного состава при механических и температурных воздействиях.
Водостойкость. Свойства смазки противостоять влажной среде, поглощать влагу, быть устойчивой в воде и не смываться.
Кроме указанных свойств кальциевых смазок, их рабочие характеристики определяются механической, химической и термической стабильностью, испаряемостью, антикоррозионной активностью, защитными свойствами.
Особенности технологии изготовления пластичных смазок
Суть стандартных технологических этапов производства пластичных смазочных комплексов заключается в получении стабильных гелей с заранее определёнными характеристиками. С этим связана сложность технологии по сравнению с производством топлива и масел, которая заключается в необходимости строго придерживаться порядка введения компонентов смазки, необходимой температуры и времени их смешивания, обеспечения охлаждения и гомогенизации получаемой эмульсии, введения специальных присадок и дополнительных веществ. Во время производства смазки происходит интенсивное диспергирование – тонкое измельчение загустителя в базовом масле до получения довольно плотной эмульсии.
Следующей ответственной стадией производства кальциевых смазок является охлаждение. Начало его происходит в реакторе, а затем в специализированных скребковых холодильных агрегатах. Во время охлаждения состав получает определённую структуру после чего в него вводятся дополнительные компоненты в виде присадок и наполнителей. После охлаждения и ввода дополнительных веществ производится гомогенизация смазки, которая фактически завершает формирование её структуры. Этот процесс сводится к интенсивным механическим воздействиям на гелевый состав посредством трёхвальцовых краскотёрок, клапанных и роторно-щелевых установок, а также гомогенизаторов других видов.
Последними этапами технологии приготовления смазок на кальциевой основе является деаэрация и фильтрование. Суть деаэрации готового смазочного состава заключается в удалении из него воздуха, что способствует улучшению его структуры. Фильтрация позволяет получать высококачественные смазки с высокими антифрикционными свойствами. Процесс фильтрации представляет собой довольно трудоёмкий процесс. Он заключается в пропускании смазки через специальные фильтры, которые могут быть различных конструкций, например, в виде металлических сеток с различной величиной ячеек, патронно-щелевых приспособлений или других, боле сложных устройств.
Использование кальциевых смазок обеспечивает:
- существенное снижение трения и, как следствие, уменьшение износа деталей;
- надёжную защиту от коррозии;
- хорошую смазку в условиях повышенной влажности и при контакте с водой;
- эффективную работу в температурном диапазоне – -10°С до +60°С.
Основные технические характеристики кальциевых смазочных составов:
- пенертация при 25°С – 300-500;
- минимальная температура каплепедения – 80°С.
Классификация и виды
Вид | Преимущества | Недостатки |
Кальциевые смазки – солидолы (синтетические или жировые) | – нерастворимость в воде; – высокие противозадирные характеристики; – сравнительно низкая цена. | – низкая термоустойчивость, оптимальный рабочий температурный диапазон до 50-65С. |
Комплексные кальциевые смазки с уксусной кислотой | – хорошие противозадирные свойства; – прочность на сдвиг; – низкая степень маслоотделения; – хорошая допустимая нагрузка. | |
Натриево-кальциевые | – высокая температура плавления – до 160С. | – низкая водостойкость; – легко растворяются в воде. |
Сульфонат кальциевые смазки | – отличные противозадирные и противоизностные характеристики; – антикоррозийная стойкость; – высокая точка каплепадения, которая достигает 300С; – возможность использования при высоких температурах; – сдвиговая и механическая стабильность; – водостойкость, не разрушаются под прямым воздействием воды; – хорошая совместимость с другими видами смазок, например, с литиевыми смазочными составами. | – высокая цена. |
Как применять кальциевые смазочные комплексы?
Основными сферами применения этого вида смазок являются подшипники, функционирующие при невысоких температурах и в условии повышенной влажности. Этот вид смазочных средств наиболее распространён и применяется в разных сферах, большей частью для снижения трения в негерметичных агрегатах, деталях и узлах. Такие смазочные составы подходят для агрегатов с высокими нагрузками, к примеру, в автомобилях, спецтехнике, тракторах, сельхозтехнике, строительных машинах и оборудовании. Водостойкость этих смазочных комплексов позволяет использовать их в водяных насосах и агрегатах водного транспорта. Купить кальциевые смазки можно также с целью обеспечить сохранность стальных изделий при их консервации и длительном хранении.
Простые кальциевые смазочные составы используются в тяжёлой промышленности. Главным образом в нагруженных подшипниках. Комплексные кальциевые смазочные материалы используются в металлургии, авиационной промышленности, строительной отрасли и во многих других сферах. Эти смазочные составы применяются для смазки шасси автотранспорта и спецтехники, различных шарниров и других мест, где необходимо использовать водостойкую кальциевую смазку с хорошей адгезией. Купить кальциевую смазку можно для велосипеда. Эти смазочные составы обеспечивают стабильную работу велосипедной цепи и других узлов при езде по сырой земле, мокрому асфальту, по лужам, при преодолении неглубоких бродов.
Сульфатно кальциевая смазка нашла широкое применение во внедорожной технике, тяжёлом промышленном оборудовании, в других агрегатах, требующих от смазочных материалов высокую несущую способность и водостойкость. Улучшенные свойства этого вида смазок позволяют их применять в сталепрокатном оборудовании, горно-шахтных и обогатительных машинах, в морском и железнодорожном транспорте, в портовой технике и в других сферах, где используются нагруженные, высокотемпературные агрегаты.
Кальциевые смазки Супротек
Кальциевая смазка для средне и высокоскоростных подшипников и шарнирных соединений. Аналог смазок «Литол» и «Литол 24», однако превосходит их по механической и термической устойчивости, влагостойкости, что позволяет увеличить интервалы замены. Предназначена для узлов ходовой части автомобилей, спецтехники, бытового инструмента, лодочных моторов, велосипедов, где используются пластичный смазки. Может использоваться в промышленном оборудовании.
В качестве примера современной эффективной пластичной кальциевой смазки можно привести состав производства компании Супротек, получивший название «Кальцол». Эта смазка является специальной разработкой с увеличенным периодом замены для использования в высоконагруженных узлах тяжёлой спецтехники. Она относится к категории водостойких и широко применяется в шкворневых соединениях шаровых шарнирах, используемых в прицепах, в карданных валах, в креплениях гидравлических цилиндров, в нагруженных подшипниках шасси, других малоскоростных подшипниках. В этом смысле её с полной уверенностью можно назвать универсальной.
В своём составе эта смазка имеет минеральное масло, кальциевый загуститель и специальную формулу пакета присадок, которая является фирменной разработкой Супротек. Такой состав в совокупности с особой технологией изготовления обеспечивает смазке превосходные противозадирные свойства, хорошую температурную стойкость в широком температурном диапазоне – -30°С-+170°С, высокую механическую стабильность и продолжительный срок эксплуатации, который превосходит аналоги практически в 2.5 раза.
«Кальцол» по своему назначению и характеристикам является аналогом многочисленных смазочных материалов отечественного и зарубежного производства.