Шкворневые соединения

Что это такое

Шкворень — стержень шарнира поворотного соединения частей транспортных машин. В более узком смысле — ось поворота управляемого колеса автомобиля или иного транспортного средства. Технически это подшипник скольжения, работающий в условиях малых перемещений, малых скоростей и больших нагрузках.

На автомобиле в своём изначальном варианте это была вполне реальная ось из закалённой стали, вращающаяся в роликовых или игольчатых подшипниках, либо бронзовых втулках, при помощи которой несущий ступицу и колесо поворотный кулак шарнирно крепился к подвеске.

Угол продольного наклона шкворня

Начиная с 1950-х годов на легковых автомобилях шкворень в виде самостоятельного элемента подвески передних колёс стали постепенно заменять на шаровые шарниры, которые соединяли поворотный кулак с рычагами подвески и обеспечивали, благодаря наличию двух степеней свободы, как её ходы сжатия и отбоя, так и поворот управляемых колёс.

Шаровые шарниры герметичны или полугерметичны, поэтому либо не требуют смазывания вообще, либо допускают его намного реже по сравнению с негерметичными обычными поворотными шарнирами. К началу-середине 1960-х годов шкворни оставались преимущественно в подвесках грузовиков, пикапов, а также редких легковых моделей, ориентированных на работу с большими нагрузками или в тяжёлых дорожных условиях. Тем не менее, слово «шкворень» продолжает широко употребляться, обозначая теперь уже не реальную, а конструктивную ось поворота колеса. Например, в случае подвески на двойных поперечных рычагах — это ось, соединяющая центры обоих её шаровых шарниров.

В подвеске типа «Макферсон», характерной для многих современных автомобилей, амортизаторная стойка по сути выполняет роль шкворня, подвижность которого обеспечивают шаровой шарнир снизу и упорный подшипник сверху.

Для ходовых качеств автомобиля очень важную роль играет такой параметр, как углы наклона шкворня — продольного (кастор) и поперечного.

Пары трения

Основные узлы трения шкворневых соединений – ось (пальцы, втулки), опорные подшипники, шаровые шарниры, а также резьбовые соединения. Смазывание узлов трения осуществляется консистентной смазкой на основе «Литола», иногда с добавлением модифицирующих присадок для повышения износостойкости. Смазка предохраняет детали от преждевременного износа, задира и коррозии. Консистентная смазка закладывается при сборке и добавляется в процессе эксплуатации через масленки верхней (нижней) крышки подшипника шкворня.

Зоны риска

При эксплуатации детали шкворневых соединений испытывают высокие переменные ударные нагрузки, особенно при начале движения автомобиля с места, преодолении подъемов, резких поворотах или разворотов с «вывернутыми полностью колесами». А расположение шкворневых соединений в зоне, где возможно попадание пыли и воды внутрь узла, приводит к преждевременному катастрофическому износу и усиленной коррозии металла, особенно если нарушены предохранительные чехлы – «пыльники». Усугубляют процессы изнашивания и коррозии использование низкокачественной смазки и несвоевременное проведение осмотра технического состояния.

Как работает технология "Супротек"

Находясь, в смазке триботехнические составы «Супротек» создают условия, при которых на поверхностях трения формируется металлический защитный слой. Этот слой частично восстанавливает изношенные детали, оптимизирует зазоры, позволяет удерживать более плотный слой смазки на их поверхностях. Защитный слой формируется на поверхности трения за счет «активного» минерала с использованием продуктов износа, в несколько этапов. Среди которых: суперфинишная обработка с корректировкой шероховатости поверхности под сформировавшиеся условия эксплуатации; выглаживание и упрочнение со снижением количества дефектов структуры металла; формирование прочной смазочной пленки из полярных молекул и химических присадок.

Триботехнические составы «Супротек» предотвращают преждевременный или катастрофический износ:

  • шкворня (оси, пальца, втулки и т.п.);
  • опорных подшипников;
  • шаровых шарниров;
  • втулок поворотного рычага;
  • резьбовых соединений.
Для восстановления рабочих характеристик и продления ресурса данного узла трения предназначены триботехнические составы:

  1. «УНИВЕРСАЛ-М» 200 мл;
  2. «ТРИБОТЕХНИЧЕСКИЙ КОНЦЕНТРАТ 1:10» 50 мл;
  3. «УНИВЕРСАЛ-PRO» 370 мл.
Триботехнические составы «Супротек» формируют металлический защитный слой. Этот слой частично восстанавливает изношенные детали, оптимизирует зазоры, позволяет удерживать большее количество смазки на их поверхностях. ТС «Супротек» не оказывает негативного влияния на физико-химические характеристики смазки.

Эффекты от применения триботехнических составов «Супротек»:

  • Увеличение ресурса - защитный слой значительно снижает интенсивность изнашивания наиболее нагруженных узлов трения, которые чаще всего определяют ресурс агрегата в целом;
  • Защита при повышенных нагрузках – за счет своих структурных особенностей (микротвердость и микроупругость) защитный слой значительно эффективней предотвращает износ деталей трения при повышенных нагрузках;
  • Уменьшение вибрации и шумов – восстановление поверхностей трения шариков и дорожек качения, созданный более плотный слой смазки снижают вибрацию и шум при работе узла;
  • Снижение потерь энергии – восстановление износа нормализует работу узла, что приводит к уменьшению потерь мощности, снижает интенсивность нагрев.

Порядок обработки

Перед началом работы необходимо убедиться, что обрабатываемый узел не имеет деталей с критическим износом и механическими повреждениями (трещины на перемычках сепараторов, глубокие вмятины на дорожках обоймы, значительные задиры, коррозия и износ рабочих поверхностей более 0,1 мм).

Возможны два способа обработки триботехническими консистентными смазками «Супротек»:

  1. Если конструкция узла позволяет произвести замену смазки с использованием специального шприца, то «пробивайте» смазку шприцом до тех пор, пока из неплотностей не появится триботехническая смазка.
  2. Если не предусмотрено специальных методов замены смазки, то разберите узел, удалите старую смазку, очистите узел, заложите триботехническую смазку, соберите узел.
Обработка узла производится однократно, либо, при необходимости, многократно до достижения ожидаемого эффекта.

В неразборных узлах трения – триботехнические смазки «Супротек» не применяются.