
Поршневая группа
Поршневой ДВС имеет один из самых высоких КПД, самый широкий диапазон мощности (от 100 Вт до 80 МВт) и может работать на самых различных видах топлива (природный, промышленный и синтетический газ, газовый конденсат, бензин, керосин, спирты, эфиры, некоторые растительные масла, газойль, дизельное топливо, соляровое масло, мазут и всеядные, способные работать попеременно как на легких, так и на тяжелых нефтяных топливах). Поршневой ДВС не имеет дополнительных элементов теплопередачи — топливо само образует рабочее тело, компактнее и легче, так как не имеет целого ряда дополнительных агрегатов. Такие свойства обусловили массовое использование поршневых ДВС в энергетике и на транспорте. Доля ДВС производства энергии на транспорте составляет порядка 80 %, и всей энергии в мире – порядка 30 %.
Недостатки поршневой группы
Однако, такие преимущества компенсируются целым рядом недостатков.
- Поршневые двигатели реализуют возвратно-поступательную кинематику, что приводит к потере энергии на инерции поршневой группы, а остановка поршня в верхней и нижней мертвых точках обуславливают проблемы со смазкой и отводом тепла маслом в зонах остановки поршневых колец.
- Кроме того, нагарообразование в камере сгорания продуктами неполного сгорания и лакообразование на стенках цилиндра от деструкции масла способны существенно увеличивать зазоры в ЦПГ и КШМ за счет абразивного изнашивания, что приводит к потере характеристик двигателя: снижению мощности, увеличению расхода топлива, повышению токсичности отработавших газов, снижению ресурса масла и дальнейшему ухудшению условий сгорания топлива.
Профилактика лучше ремонта
Для снижения негативных факторов работы поршневого ДВС и обеспечения заданного ресурса применяют целый ряд мероприятий по направлениям:
- организация оптимального рабочего процесса сгорания топлива (управлением фазами, объемом подачи топлива, обеспечение необходимого избытка воздуха и качественного смесеобразования);
- выбор материалов деталей и технологических решений, обеспечивающих их надежность;
- управление подачей смеси, топлива и отвода отработавших газов;
- обеспечение качества смазки деталей трения, отвода тепла маслом из зон высокой температуры;
- предотвращение нагаро- и лакообразование, диспергирование частичек продуктов неполного сгорания и вынос их из зон трения в фильтр масла;
- организация отвода тепла от двигателя и поддержание оптимальной температуры.
Наиболее напряженным узлом ДВС является цилиндропоршневая группа как элемент камеры сгорания, где мгновенная температура достигает 1500 °С, а температура донышка поршня, поршневых колец, цилиндра и головки клапана – 300 °С.
У Вас машина с дизельным двигателем? | |
Причины стука поршня
Почему стучит | Что сломалось | К чему приводит |
Перекос поршней из-за слишком большого зазора | чрезмерно большой диаметр цилиндра или износ материала приводят к тому, что поршень наклоняется в наклонное положение из-за маятникового движения поршня и возврата поршня в цилиндр и, в то же время, из-за сильного удара головки по рабочей поверхности цилиндра | Замена поршня |
Качание поршня из-за недостаточного зазора в опоре пальца | зазор между поршневым пальцем и втулкой шатуна может быть слишком маленьким, но люфт также может исчезнуть во время работы из-за заклинивания или закручивания | Замена поршня |
Удар поршня в направлении пальца | боковое воздействие поршня на стенку цилиндра в большинстве случаев вызвано штоком шатуна. Из-за смещения шатуна (изгиба, но особенно перекоса) поршень в ходе маятникового движения по продольной оси двигателя и поршень попеременно встречаются на цилиндре, асимметричных шатунах или эксцентричной опоре поршня в шатуне | Замена поршня |
Направление установки поршня не учитывается | когда поршень сбрасывается до верхней мертвой точки и до начала рабочего такта, ось поршневого пальца смещается на несколько миллиметров в направлении стороны нагруженного поршня. Если поршень вставлен в цилиндр со смещением на 180 и, таким образом, поршневой палец смещен в неправильном направлении, перепаковка поршня происходит в неправильный момент. Качание поршня становится сильнее и громче | Замена поршня |
Попеременные удары поршневого пальца о стопоры поршневого пальца | осевое смещение поршневого пальца всегда является следствием несоосности между осью поршневого пальца и осью коленчатого вала. Как уже описано в предыдущем абзаце, изгиб или наклон шатуна и асимметрия шатуна являются наиболее частыми причинами таких дефектов. Однако чрезмерный люфт подшипника шатуна (шейка шатуна на коленчатом валу) может привести к боковому качанию шатуна, особенно на низких скоростях. | Замена поршня |
Присадка для бензиновых и газовых двигателей с пробегом более 50 000 км. Может применяться для форсированных и турбированных двигателей.
Подарочный набор присадок в масло содержит все необходимые триботехнические составы для полного цикла обработки бензинового двигателя легкового автомобиля с пробегом более 50 000 километров и объемом масляной системы менее 5 литров
Подарочный набор присадок в масло содержит все необходимые триботехнические составы для полного цикла обработки бензинового двигателя легкового автомобиля с пробегом более 50 000 километров и объемом масляной системы менее 5 литров
Подарочный набор присадок в масло содержит все необходимые триботехнические составы для полного цикла обработки бензинового двигателя легкового автомобиля с пробегом более 50 000 километров и объемом масляной системы менее 5 литров
Присадка для бензиновых и газовых двигателей с пробегом до 50 000 км. Может применяться для форсированных и турбированных двигателей.
Подарочный набор присадок в масло содержит все необходимые триботехнические составы для полного цикла обработки бензинового двигателя легкового автомобиля с пробегом более 50 000 километров и объемом масляной системы менее 5 литров
Присадка для поддержания рабочих характеристик и защиты от износа всех типов двигателей, предварительно обработанных присадками «Супротек».
Подарочный набор присадок в масло содержит все необходимые триботехнические составы для полного цикла обработки бензинового двигателя легкового автомобиля с пробегом более 50 000 километров и объемом масляной системы менее 5 литров